Учись естественности фразы у леса русского, братан. Фото Владимира Захарина |
Дай Бог нам долгих лет
и бодрости,
в согласии прожить до ста,
и на полях Московской
области
дай Бог гранитного креста.
А не получится гранитного –
тогда простого. Да и то,
не дай нам Бог креста! Никто
тогда, дай Бог,
не осквернит его.
Денис Новиков – поэт сквозных интонаций и стихотворений. Он – открытый поэт закрытого собственного мира. Со слезой и плачем. С призывом к стоицизму и смертным мороком:
Что нам жизни и смерти
чужие?
Не пора ли глаза утереть.
Что – Россия? Мы сами
большие.
Нам самим предстоит
умереть.
Кажется, не мечта о великом месте в поэзии его привлекала, а потаенная тропка, уводящая в такую глубину, где и встреча со смертью не будет страшна:
Свободен гений вольного
побега
и русского ухода от родных
до полного уничтоженья эго
в петлянии тропиночек
лесных.
Колоритно используя жаргон, Новиков как будто играет им. Все у него не всерьез, просто время такое: 90-е. Бандитское и поэтическое время:
Учись естественности фразы
у леса русского, братан,
пока тиран кует указы.
Храни тебя твой
Мандельштам.
К кому он обращается, завершая стихотворение картинами раздрая и шатаний, картинами неопределенности, из которой не выбраться? А если и выбраться, то только на небо:
Подумаем лучше о наших
делах:
налево – Маммона,
направо – Аллах.
Нас кличут почившими в бозе,
и девки хохочут в обозе.
Поедешь налево – умрешь
от огня.
Поедешь направо – утопишь
коня.
Туман расстилается
прямо.
Поехали по небу, мама.
Он точно и яростно охарактеризовал свое время. Будто швырнул стихи ему в лицо:
Тот и царь, чьи коровы
тучней.
Что сказать? Стало больше
престижу.
Как бы этак назвать
поточней,
но не грубо? – А так:
НЕНАВИЖУ
загулявшее это хамье,
эту псарню под
вывеской «Ройял».
Так устроено сердце мое,
и не я мое сердце
устроил.
Какой тут выбор!
Можем ли мы выбрать дату и вариант собственного ухода? А рождения? Нет, нас ввергают в бездну материальности, не спрашивая. Эта зыбкость бытия хорошо изображается Новиковым:
Июнь. Испарина и мрак.
Давно надумал сделать
слепок
с дождя на память…
Только как?
Сноровки нет, прием
не крепок,
А мозг горяч и размягчен…
Зыбкость противостоит конкретике. Они ладно взаимодействуют в стихах Новикова. Он говорит о руках, но понятно, что подразумеваются душа и сердце:
Отяжелевшая к вечеру
чашка –
сахар, заварка –
долго на стол опускается,
тяжко,
шатко и валко.
По не совсем характерной
детали
автопортрета
можно судить,
как смертельно устали
руки поэта.
Словно и умер он от усталости. Очень рано, тогда, когда путь наверх складывался, казалось, неплохо, но хотелось большего. Когда-то и поэты были большими, как деревья в нежном советском фильме. Снова и снова мелькает у него эта «усталость»:
много лет я прошу
извиненья
и устал будто яму копал
или землю пахал
для сравненья
ниже семени будто
упал…
Яма, отдающая чернотой. И небо, по которому надо поехать с мамой: в никуда, в запредельность. Туда, где сила поэзии еще в цене.
комментарии(0)