0
376
Газета Печатная версия

30.10.2024 20:30:00

В Бедламе нелюдей

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

Тэги: поэзия, история, марина цветаева


40-15-1480-1.jpg
Марина Цветаева. 1914
год. Иллюстрация из книги
«Когда человек умирает, изменяются его портреты», – писала Анна Ахматова. Впрочем, дивная красота Анны Андреевны и спокойная величавость последних ее лет всегда гармонировали с ее словом. С Цветаевой было совсем не так.

Бродский называл ее поэзию кальвинистской. Самосжигающей. И прозу Цветаевой, да и любое письмо можно было считать таким же. Каждое слово она писала как в последний раз. И жизнь ее обстояла таким же образом. Ко всем бедам, свалившимся на ее поколение (война, потом другая, слом старого уклада жизни, репрессии, изгнание), добавлялась собственная натура. Вспомним еще слова Иосифа Бродского о ней: «Полная победа правды небесной над правдой земной».

Уже не одно поколение гадает: что было бы, если бы. Если бы Пушкин был ранен не смертельно, если бы Есенин не поехал в Ленинград, если бы Высоцкому вызвали скорую, если бы Лермонтов был менее заносчив в тот роковой вечер. Однако многие из тех, кто посвятил свою жизнь Цветаевой, считают, что ее судьба была предопределена. Петля в Елабуге, в доме, где сегодня хранят ее память, видится ряду исследователей уже в первых цветаевских строках и портретах.

Именно облику Цветаевой, ее фотографиям и портретам, рассмотренным сквозь магический кристалл обстоятельств ее трудной жизни, и посвятила свое исследование Наталья Шаинян. Недавно она получила Литературную премию имени Марины Цветаевой за эту книгу, за книгу-альбом «Психея. Фотолетопись жизни Марины Цветаевой».

40-15-13250.jpg
Наталья Шаинян. Психея.
Фотолетопись жизни Марины
Цветаевой. – М.: Бослен, 2024. –
320 с.
По самым разным архивам (Российский государственный архив литературы и искусства, фонды Дома-музея Марины Цветаевой в Москве и Мемориального музея в Болшеве, Государственный архив Российской Федерации, Литературно-художественный музей сестер Цветаевых в Александрове, частные коллекции) был собран большой комплекс фотографий Цветаевой. Каждая фотография иллюстрирует тот или иной период цветаевской судьбы. От упорной, погруженной в себя девочки, дочери создателя Музея на Волхонке до последних московских съемок. Тонкая, нежная, во власти любовных чар в Коктебеле молодая женщина. А следом – суровое лицо эмигрантских снимков. Страшно смотреть на ее лицо после возвращения. От нее, словно от прокаженной, шарахались знакомые, встречая на улицах, по которым она металась в поисках пристанища. Муж, сестра и дочь – в тюрьме, сама только приехала из Франции.

Когда после лагерей и ссылок дочь Цветаевой Ариадна Эфрон спросила Ахматову: «Правда ли, что мама была безумной?», Анна Андреевна ей ответила: «Безумной была не она. Безумным было время».

Сила работы Шаинян в том, что она во многом позволяет самому читателю погрузиться и в лик Цветаевой, и в воспоминания о ней, иногда совершенно противоположные друг другу. Страшная эпоха, страшная судьба и великая, всемогущая сила русского слова: «Отказываюсь – быть. / В Бедламе нелюдей / Отказываюсь – жить». Наследие Цветаевой бездонно, и встреча с ним продолжается.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Ласкать уши глупцов

Ласкать уши глупцов

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Исполняется 555 лет со дня рождения Эразма Роттердамского

0
4600
Мужчина судил о женщине по искусству слагать стихи

Мужчина судил о женщине по искусству слагать стихи

Ольга Камарго

Роман-энциклопедия японской жизни эпохи спокойствия

0
2084
Станет ли Гораций общаться с котом

Станет ли Гораций общаться с котом

Александр Балтин

О чем беседовали Пушкин и Василий Щастный, мог ли Маяковский читать Бродского, а Чехов – Кафку

0
1107
Закаленная в серном огне

Закаленная в серном огне

Виктор Коллегорский

Поэт Лев Мей и его изумительная «Плясунья»

1
3454

Другие новости