0
5515
Газета Печатная версия

30.10.2024 20:30:00

Глубокое погружение

Исторический роман, в котором будущее с его революцией и аварией на Чернобыльской АЭС уже предрешено

Тэги: российская империя, водолазы, евреи


российская империя, водолазы, евреи В море легко зайти, но выйти удается не каждому… Алексей Саврасов. Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854. Частное собрание

Не берусь судить, станет ли новый роман Якова Шехтера «Водолаз Его Величества» бестселлером на российском книжном рынке, но нет никакого сомнения, что, как и предыдущие его романы «Вокруг себя был никто», «Астроном», «Хождение в Кадис» и др., это, безусловно, добротная, заслуживающая внимания проза. Которая, увы, сегодня нередко тонет в мутном потоке детективов, любовных повестей и прочих литературных поделок. Во всяком случае, одно могу гарантировать: начав читать, любитель хорошей литературы вряд ли сможет оторваться от этой вещи до последней страницы – даже если у него по ходу будут возникать какие-то претензии к автору.

Как и некоторые другие произведения Шехтера, «Водолаз» в некотором смысле роман-игра, роман-обманка. В самом его начале у читателя невольно возникает впечатление, что перед вами блестяще написанный исторический роман, которых в последние годы стало совсем мало и по которым любители этого жанра, безусловно, истосковались. При чтении этих страниц в памяти почти наверняка всплывет имя Валентина Пикуля и других мастеров, умевших воссоздавать не только дух той или иной эпохи, но и проникать в каждое движение души героев, являющихся типичными или, наоборот, совершенно нетипичными представителями своего времени и сословия.

Но уже через пару десятков страниц у вас возникнет впечатление, что перед вами прежде всего роман о любви. Любви истинной, но одновременно невозможной, обреченной и оттого заставляющей вас с еще большим вниманием и болью следить за поворотами судьбы влюбленных. И тут уже невольно начинает напрашиваться ассоциация с почти забытым ныне романом Бориса Лавренева «Синее и белое». Только если у Лавренева идет речь о любви русского офицера флота Глеба Алябьева и еврейки Мирры, то у Шехтера, наоборот, любви волею судьбы ставшего водолазом простого еврейского парня Аарона Шапира и потомственной дворянки, молодого врача Варвары Степановны. В сущности, так оно и есть, но в итоге оказывается, что все это далеко не главные, если не сказать побочные линии.

В центре романа находится образ юного Аарона (затем Артема, а потом снова Аарона) Шапира, который, совершив геройский поступок на глазах у великого князя контр-адмирала Александра Михайловича, по воле последнего попадает в Кронштадтскую школу водолазов, оказывается одним из лучших учеников в ее команде, каждый из которых представляет по своему неординарную личность. Ведь даже сегодня попасть в водолазы не так-то просто, а уж в начале ХХ века, на самой заре этой профессии, отбирались лучшие. Понятно, что между курсантами этой школы возникают непростые отношения, о которых Шехтер рассказывает с присущей ему психологической точностью. Особенно об истории взаимоотношений Шапира с Митяем Бузыкой, переходящих от откровенной вражды в подлинную мужскую дружбу.

40-14-11250.jpg
Яков Шехтер. Водолаз
Его Величества. – М.: Азбука,
2024. – 544 с.
(Имена. Российская проза)
Вместе с тем Яков Шехтер, будучи еврейским писателем, пишущим на русском языке, остается верен еврейской теме, и немалое место в романе занимает описание Чернобыля первого десятилетия ХХ века, взаимоотношения живущих там евреев с их нееврейскими соседями, история родителей Аарона Дворы-Леи и Лейзера, тайного мудреца и служки знаменитого Чернобыльского ребе.

Автор тщательно, очень рельефно даже не выписывает, а лепит каждый образ, и потому все они получаются удивительно зримыми и достоверными, будь то великий князь Александр Романович, кавторанг Мышлаевский, Лейзер и Двора-Лея, Митяй Бузыка, начальник школы водолазов фон Шульц, профессор Нородцев и другие. И хотя понятно, что все они, что называется, исключительно плод авторской фантазии, в исторической и психологической достоверности этих героев сомнений не возникает.

При этом Шехтер отнюдь не сусальничает и не желает щадить чувства читателей, успевших полюбить того же Митяя Бузыку и надеющихся на счастливый исход любви Аарона и Варвары: Бузыка погибает при испытаниях подводной лодки, нелепо, от подлости офицера-самодура (и вдобавок зоологического антисемита), умирает от кессонной болезни наставник школы водолазов, умница и просто замечательный человек Бочаренко, да и самого Аарона, ставшего на время службы Артемом, комиссуют из-за тяжелой формы этой болезни, и уже после этого он узнает о смерти Вари от воспаления легких…

Словом, в романе немало подлинно драматических поворотов, не обходится в нем и без столь характерной для Шехтера мистики, но главное, погружая своих героев в морские глубины, Шехтер сам совершает глубокое погружение в жизнь еврейских местечек, российского флота и всей России своего времени, где подлинное благородство и интеллигентность одних представителей русской аристократии, офицерства и чиновников, совмещается с тупостью и юдофобией других; где правит бал бюрократия; где многие люди с умом и совестью уже увлеклись революционными идеями, и потому будущее с его мировой войной, революцией, сталинизмом и даже аварией на Чернобыльской АЭС уже предрешено.

В сущности, именно от такого будущего, а не только от возможного ареста и уезжает в Палестину Аарон с родителями, и картины первых лет существования Тель-Авива тоже выписаны с необычайной тщательностью и любовью. На прощание Яков Шехтер все же дарит читателю счастливый конец: именно в Палестине Аарону суждено встретить свою Эстер-Бейлу, чем-то напоминающую ему Варю, и именно там родятся их дети.

И уже после того как перевернута последняя страница «Водолаза Его Величества», хочется перечитать его еще раз и заодно узнать, что же стало с героями дальше.

Думаю, это и есть лучший комплимент автору.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Евреям Белоруссии все время хотелось учиться, учиться и учиться

Михаил Стрелец

Возрождается прославленная Воложинская иешива

0
9654
Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
8152
ЦАХАЛ и харедим: неизбежен ли призыв

ЦАХАЛ и харедим: неизбежен ли призыв

Людмила Самарская

Кризис в отношениях государства и ортодоксальных евреев далек от завершения

0
4546

Другие новости