0
784
Газета Печатная версия

30.10.2024 20:30:00

Детская литература становится спасением

Станислав Секретов об играх молодых писателей, коте Матроскине и маленьких толкинистах

Тэги: детская литература, психологизм, липки

Станислав Вячеславович Секретов (р. 1986) – писатель, журналист, литературный критик. Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. Рецензии, обзоры, статьи и эссе публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Урал», «Волга», «Нева» и др. Автор детских книг «Не понимаю…», «Только этого мне не хватало!», «Пусть будет так, как я хочу!», «Как бельчонок всех спас», «Я вам такое устрою!» и др. Заведующий отделом «Общество и культура» журнала «Знамя». Лауреат премии журнала «Вопросы литературы» (2020), Международной премии имени Александра Казинцева (2023) и премии «Гипертекст» (2023). Живет в Москве.

детская литература, психологизм, липки С самоидентификацией у творческих личностей сложнее всего – они одновременно могут быть и писателями, и преподавателями, и критиками. Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино». 1978

Ровно 20 лет назад, в конце 2004 года, Станислав Секретов написал свою первую рецензию, которая вскоре была опубликована в журнале «Новый мир». За пару десятилетий он стал автором нескольких сотен рецензий, статей и обзоров. А в последние годы – еще и детских книг, выпущенных крупными московскими издательствами. С писателем и литературным критиком Станиславом СЕКРЕТОВЫМ побеседовала Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ.

– Станислав Вячеславович, вы по образованию филолог, по роду занятий писатель и литературный критик, а по призванию еще и педагог, хорошо знающий детскую психологию. Кем вы сами себя больше ощущаете?

– Мне кажется, важнее все-таки не самоощущение, а то, как тебя определяют другие. Есть люди, позиционирующие себя как писатели, однако при этом у них не вышло ни одной книги. Есть люди, называющие себя литературными критиками, однако спросишь их: «Где можно почитать ваши литературно-критические статьи?», в ответ – тишина. Есть педагоги, которые нигде не преподают. Кстати, во время учебы на филфаке педагогического университета я неоднократно говорил, что идти работать в школу не хочу. Однако первая запись в моей трудовой книжке – социальный педагог. А недавно одна из студенток писательских курсов, на этюды которых я пишу рецензии, сказала: «Станислав, вы для меня не просто рецензент. Вы для меня – учитель». Выходит, и педагогом могу себя назвать раз так, и литературным критиком, раз есть статьи, и писателем, раз есть книги. Почти как кот Матроскин: «Я еще и вышивать могу… И на машинке – тоже».

– В своей последней детской книжке «Как Мишка Новиков заработать мечтал и что из этого вышло» вы, описывая жизнь типичного городского мальчишки 10–12 лет, поднимаете вопросы финансовой грамотности у детей. Насколько эта тема была актуальна для вас, в вашем детстве?

– В детстве, наверное, все мечтали заработать. И не когда-нибудь в будущем, а здесь и сейчас. Книга как раз от этого простого детского желания и отталкивается. Один рассказ в ней и вовсе автобиографический. В «Кладоискателях» герои, пытаясь отыскать сокровища в старом парке, находят только пустые бутылки и алюминиевые банки. Сперва мальчишкам кажется, что это всего лишь мусор, но потом они узнают про пункт приема вторсырья, где за бутылки и банки платят. Пусть мало, но на жвачку или маленький пакетик чипсов точно хватит. Вот вам и первый заработок! Затем стали появляться уже другие мечты, связанные с финансами. Денежных призов в отличие от Мишки Новикова я не выигрывал, спорить на деньги тоже не решался, зато однажды в детстве, как в моем рассказе «Договор», предложил маме заключить самый настоящий контракт: мол, если я делаю это, то получаю это. Но уже спустя несколько дней понял, что с количеством обязанностей, включенных в договор, явно переборщил. Зато все договоры с тех пор перед подписанием читаю очень внимательно.

– Поговорим о вашей критической деятельности в журнале «Знамя». В ваших публикациях чувствуется глубокая эмпатия по отношению к тем авторам, о которых вы пишете. Этот психологизм мешает или помогает в работе критика?

– Если подходить к теме совсем строго, то друзей у критика быть не должно. Уже случалось: познакомишься с автором, проникнешься к нему симпатией, после чего попросту больше не можешь судить его книги строго и беспристрастно. Поэтому по возможности стараюсь держать со всеми дистанцию. А еще в последние годы особо тщательно выбираю произведения, о которых планирую написать рецензию или включить в обзор. Если чувствую, что книга не очень, лучше воздержусь. Раз уж брать, то сразу самое лучшее.

– Вы в критике уже 20 лет, причем попали на эту тропинку своей жизни почти случайно. Критика 2004 года сильно отличается от критики 2024-го? Изменились ли ее задачи?

– О том, с чего 20 лет назад все началось, я подробно рассказал в августовском номере журнала «Знамя» за этот год. Что же касается отличий, то они есть, и все весьма печальны. Большинство литературных журналов, где, собственно говоря, критика и живет, продолжает существовать, хоть их и без того маленькие тиражи за пару десятилетий сократились в четыре-пять раз. И они по-прежнему публикуют рецензии на книжные новинки, однако большие вдумчивые литературно-критические статьи появляются все реже и реже. В появившихся за то же самое 20-летие сетевых журналах их и вовсе практически нет. Гонорары за статьи уже не платят, а если и платят, то чрезвычайно скромные. Но главное совсем не это, а то, что такие статьи почти не обсуждают или даже вовсе не замечают. Текстов все больше, но они все короче и короче. Кажется, многие сегодня хотят от критиков лишь пары эмоциональных реплик о конкретных книгах да сухого вердикта: хорошо это или плохо, читать или не читать.

– Как вы находите состояние детской литературы на сегодня?

– Когда в 2020 году разгорелся коронакризис, казалось, он ударит по всей литературе в целом. Но детская литература тогда выдержала. Более того, даже появились новые издательства, готовые делать ставку на начинающих детских писателей. Например, «Пять четвертей». Да и новых имен возникает все больше и больше. Конечно, это замечательно! В то же время книги продолжают дорожать. Если несколько лет назад взрослые зачастую не решались потратить 300–500 рублей на приобретение книги для себя, но охотно тратили ту же сумму на книжечку для ребенка, то сейчас детские книги стоят чуть ли не в два раза дороже, порой и в три, а тысячу рублей даже за очень хорошую книгу готов выложить не каждый.

– Легко ли замотивировать ребенка на чтение?

– Сразу вспомнилось, как однажды меня пригласили в одну из московских школ на встречу с второклассниками. И рассказали, что незадолго до того одному из ребят родители подарили мой сборник веселых рассказов «Только этого мне не хватало!». Книга ребенку понравилась, он стал читать ее не только дома, но и в школе на переменах. Друзья заинтересовались: что ты там читаешь? В итоге чуть ли не половина класса уговорила своих мам и пап тоже купить им эту книгу. А все из-за того, что дети узнали в героях самих себя. Многие ситуации, описанные в рассказах, в их жизни тоже происходили. Вот вам и ответ. Естественно, роль родителей здесь оказывается чрезвычайно важной.

– Вам часто по работе приходится ездить по разным регионам нашей некогда самой читающей страны, вы присутствуете на различных фестивалях детской и взрослой литературы. Где народ все-таки больше читает – в столице или в провинции?

– К сожалению, в такие творческие поездки на самом деле приглашают не так уж и часто. Как детский писатель я выступал в Нижнем Новгороде, Калининграде, Ханты-Мансийске и Самаре. Как критика меня и вовсе куда-либо приглашали всего лишь раз – в 2022 году в Смоленск. Читают везде, но в регионах подобные фестивали и выступления писателей всегда становятся большими событиями. Радует, что в разных городах местные власти все чаще понимают значение подобных мероприятий, библиотеки получают финансирование, выигрывают гранты. Сотрудники Калининградской областной детской библиотеки имени Гайдара пошли еще дальше. В рамках фестиваля «Лето с книгой» они привозят писателей в региональные оздоровительные лагеря для детей. К литературным гастролям по России я всегда готов. Приглашайте, расскажу не только о своих книгах как детский писатель, но и уже как критик познакомлю с книгами хороших современных авторов, заслуживающих внимания.

– Какие книги повлияли в детстве и в юности на вас? И была ли в вашей семье традиция чтения вслух?

– Традиции чтения вслух не было. Вкусы же менялись. Помню, как открыл для себя Жюля Верна и не успокоился, пока не прочитал все тома восьмитомника. Был период увлечения детскими детективами, за которыми то и дело бегал в районную детскую библиотеку. А «Властелин колец»… После его прочтения даже выстругал из палки меч и на какое-то время стал одним из маленьких толкинистов.

– Я убеждена, что детские писатели сами немножко дети. Как важно сохранить это состояние лично для вас? Что вас вдохновляет создавать ваши простые, смешные, но мудрые истории?

– Знаете, чем занимались по вечерам многие участники форумов молодых писателей в Липках? Вот! А детские писатели в это время просто играли в детские игры: «Крокодил», «Шляпу» и другие. В нашем мире очень много зла, так что просто необходимо иногда смотреть на мир по-детски, по-доброму. И детская литература становится спасением. Хочется хотя бы на время переселяться в такую придуманную книжную вселенную, где самая главная проблема – вредная отличница, не позволяющая списывать, или дочка маминой подруги, изрисовавшая твою тетрадь по математике сердечками.

– О чем будет следующая книжка?

– Очень надеюсь, что к Новому году успеет выйти моя сказка о зайчонке, который сперва по примеру своего друга медвежонка решил проспать всю зиму, но кое-кто заставил его передумать. А еще дети буквально на каждой встрече просят продолжения смешных историй про Мишку Новикова. Эти истории уже готовы. Теперь дело за издательством.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

0
666
Каждый ребенок – Маленький принц

Каждый ребенок – Маленький принц

Елена Константинова

Писательница Елена Габова о Париже, жесткой прозе для подростков и нити Ариадны

0
9055
Съедят на двоих вкуснейший бретонский блин и рассмеются…

Съедят на двоих вкуснейший бретонский блин и рассмеются…

Вера Бройде

Писательница Мари Шартр о том, что жизнь отличная штука, если ее подсластить

0
8385
Давай напишем про циркачей в космосе

Давай напишем про циркачей в космосе

Михаил Форрейтер

Герман и Тамара Рыльские о миелофоне фантастов

0
9506

Другие новости