0
5971
Газета Печатная версия

09.10.2024 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: астафьев, угольников, огрей, толстиков, ваганов, мартенс


37-9-11250.jpg

Виктор Астафьев. Из тихого света / Составление и подготовка текстов Д.М. Ледневой под общей редакцией и с примечаниями С.Ф. Дмитренко.

– М.: Литературный институт имени А.М. Горького, 2024. – 560 с. ISBN 978-5-7060-0203-9

В возобновленной Литературным институтом серии «Писатели о творчестве» вышел томик Виктора Астафьева. Астафьев предстает как мыслитель-интеллектуал, глубоко и остро рассматривающий сложнейшие вопросы России и нынешнего состояния человечества и подающий читателю пример личного нравственного и творческого противостояния злу в земном мире. Наряду с избранными письмами в сборник вошли статьи о литературе и проблемах современного искусства, важнейшие интервью, отрывки из книги «Зрячий посох», а открывается он избранными «затесями» – художественными миниатюрами, в которых автор создавал свой мир красоты и гармонии. «…навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом. – Длястуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше. «Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» – хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Мать в синем плащике, наглухо застегнутом – боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась: – Ей пока еще все люди – братья!»

37-9-12250.jpg

Юрий Угольников. Заячий бог: Сборник стихотворений.

– ​М.: Стеклограф, 2024. – 52 с. ISBN 978-5-521-24366-2

В отзыве на обложке поэт Андрей Родионов характеризует творчество критика, поэта, популяризатора науки, культуртрегера, историка по образованию Юрия Угольникова как «очень слэмовое, прямое, и в то же время состоит из рефлексов, цитат», находя у автора перекличку с Германом Лукомниковым и Шишом Брянским. «Святый боже, святый, крепкий, / Податель свежей морковки и репки, / Владыка всех кроликов и зайчат, / Тот, чьи речи, как горный ручей, звучат, / Ты, восседающий на своих ушах, / Создавший из праха нас, не возвращай нас в прах, / Не отдай ни лисе, ни волку, / Сбереги нас, серых, хоть в этом и мало толку / Ты, чей свет проступает во всех вещах, / Дай забыть хоть на миг, что такое страх, / Дай забыть, что такое страх», – обращается Угольников к заячьему богу в стихотворении, давшем название сборнику.

37-9-13250.jpg

Макс Огрей. Огни из Ада.

– [б.м.]: Издательские решения, 2024. – 374 с. ISBN 978-5-0064-1506-7

История о сатане у автора, пишущего под псевдонимом Макс Огрей, приобретает неожиданный оборот: речь идет об Огниве – дочке Люцифера, явившейся в человеческий мир из Темного Царства. А в качестве компаньона она выбирает обычного парня с московской окраины Максима Соловьева, чья жизнь уже никогда не будет прежней... «– Максим!  – сказал женский голос, теперь он был серьезным.  – Давай так: ты не будешь упоминать Черта, а я попробую тебе объяснить, кто я такая. Конечно, если ты хочешь повидаться с Чертом, это можно устроить, но, думаю, тебе это не понравится. Последний раз тот, кто хотел его увидеть, закончил свои дни в страшных муках. Я не буду вдаваться в подробности, но поверь мне на слово. Договорились?»

37-9-14250.jpg

Александр Толстиков, Андрей Ваганов. Ойкумена 2.0. Художественное издание.

– М.: Перо, 2024. – 48 с.

Почему такое название? Это очень просто. В издание вошли живописные работы московского художника и химика, члена-корреспондента Российской академии наук, действительного члена Российской академии художеств Александра Толстикова и стихотворения научного журналиста, ответственного редактора приложения «НГ-наука» Андрея Ваганова. Два, вроде бы принципиально разных способа восприятия окружающей действительности – риторический и визуальный, две ойкумены – неожиданно пересеклись. И дополнили одна другую. Взаимное контекстуальное давление порождает стереоскопический эффект – «Ойкумена 2.0». «Они были молоды и красивы. / От них несло жизнью, как от бомжа псиной. / Это про них, мол, «…в самом соку»; / «седина в голову – бес в боку»… / Только, знаешь, рвется там, где тонко; / и не бес это вовсе – селезенка». Фрагменты книги печатались в «НГ-EL» от 12.09.24.

37-9-15250.jpg

Лорна Мартенс. Ее словами: Женская автобиография / Пер. с англ. А. Фоменко.

– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 344 с. (Гендерные исследования). ISBN 978-5-4448-2506-8

Историк литературы, профессор Университета Вирджинии (США) провела первое, как указано в издательской аннотации, систематическое исследование написанных с середины XIX столетия до 1960-х женских автобиографий о детстве – на основе свыше 175 работ в основном из англоязычных и европейских стран. «Вопросы, на которые я пытаюсь ответить, заключаются в следующем: как началась и как развивалась для женщин традиция публичного представления своей личности в детстве? Какие формы оно имело? Что, по мнению женщин, могло заинтересовать и привлечь широкую читательскую аудиторию?» В поисках ответов автор рассматривает «Начало: детство в женских автобиографиях до Первой мировой войны», «Межвоенный период: мемуары и полумемуары», «Межвоенные годы: золотой век психологического автопортрета» (названия глав) и т.д.



Читайте также


Люди, вписанные в историю

Люди, вписанные в историю

Лариса Мезенцева

В Литературном институте прошли Астафьевские дни

0
804

Другие новости