0
1841
Газета Печатная версия

02.10.2024 20:30:00

Эпос гудел в крови

К годовщине смерти писателя Юрия Кувалдина, который разбил свой «Книжный сад» и совместил Чехова с современностью

Тэги: проза, юрий кувалдин, чехов, издательство


36-14-2480.jpg
Юрий Кувалдин – один из тех, без кого нищает
литературный пейзаж. Александр Трифонов.
Портрет писателя Юрия Кувалдина. 1996
Юрий Кувалдин – один из тех, без кого нищает литературный пейзаж, будто убавили красок. Кувалдин разбил «Книжный сад» – так называлось его издательство – виртуозно, совместив Чехова с современностью, в которой стремительно происходила потеря логоцентричным социумом интереса к слову: казалось, Кувалдин один мог изменить ситуацию.

Конечно, так только казалось, что не снижало издательской энергии первого частного издателя в СССР.

Кувалдин мог показать жизнь – со всеми ее нюансами, катастрофами и радугами радости в кратком рассказе, точно алхимически сконцентрировав ее до размера страницы – как было в рассказе «Стол». За столом пили и играли в домино, с него снимали гробы, когда убывали постепенно пившие и игравшие. «Все там будем» – витает в воздухе, растворяясь улыбкой чеширского кота: ничего, ведь остается возможность писать, живописать, описывать.

Стремительно росли тома Кувалдина.

Как критик он вводил в оборот реальности самых разных, всегда талантливых сочинителей.

Первый успех Евгения Гришковца связан именно с его журналом «Наша улица». Поэт Евгений Блажеевский был услышан тоже благодаря трудам Юрия Кувалдина.

Он выстраивал в произведениях – часто – панорамы жизни простой, лишенной чтения – и! как скудна оказывалась подобная жизнь.

Он показывал, как поле классика, Достоевского в данном случае, становится местом сражения – людей и идей.

Эпос гудел в крови его таланта. Кувалдину требовался большой стиль.

И он обладал им: показывая перья жар-птицы – жизни: красочно и сочно, точно, как часовой механизм.

Распускались порой цветы абсурда, подчеркивая то, что стоит подчеркнуть в реальности.

Она сама точно становилась полнее и обширнее.

Он нес миссию – литературную, книжную, редакторскую: нес торжественно и просто, словно знал изначальную силу словесных красок.

Строились романы: «Так говорил Заратустра», где Заратустра говорил по-русски, хотя истоки шли, конечно, от гениального, сумасшедшего немца.

«Избушка на елке» – еще один роман – вспыхивала таинственною новогодней игрой.

Он много познал в жизни – Юрий Кувалдин.

Разнообразие онтологического опыта вкладывая в сочинения свои, он был экзистенциален…

Все продолжается – правда, Юрий Александрович?

Мы по-прежнему осваиваем материк литературы, столь активно и талантливо освоенный вами…

Но – видит Бог – без вас так скучно!

Остается уповать на заоблачные варианты творчества, которые должны быть много богаче, нежели наши, земные…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2280
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1169
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1330
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
1200

Другие новости