0
2023
Газета Печатная версия

18.09.2024 20:30:00

Артефакты из подворотни

О чем расскажут люксферы и нивелирные марки

Тэги: краеведение, история, москва


15-1-1-t.jpg
Из незначительных, казалось бы,
деталей и складывается история.
Фото Евгения Никитина
Краеведы изучают как крупные достопримечательности вроде домов или мостов, так и небольшие детали городской среды. Например, вывески на фасадах зданий. Это ведь не просто элемент бизнеса и носитель информации. Вывески воплощают стиль эпохи, помогают датировать старую фотографию, установить связь личностей или исторических событий.

Изучение вывесок довольно редкое явление. А уж исследования о них можно пересчитать по пальцам. Филолог и краевед Галина Поспелова в своей монографии «Московские вывески вчера и сегодня» (М., 2019) взглянула на эту тему в широком научном аспекте. На ее взгляд, разговор о российских вывесках затрагивает вопросы искусства, экономики, дизайна и даже политики.

Московские вывески, рассказывает исследовательница, эволюционировали вместе с другими элементами городской среды. В ХVI–ХVIII веках на них зачастую не было текста, ведь большинство горожан не умели читать. Для привлечения посетителей использовалось изображение продукции или услуг: крендель, башмак, картуз, восковая голова с прической, курительная трубка, а то и «красочное изображение пускания крови». Позже на вывесках появились имена владельцев заведения. Возникли, как сказали бы сейчас, популярные бренды. Так, к ресторатору Тестову специально приезжали некоторые богачи из Петербурга, чтобы пообедать по-московски. Ресторан «Славянский базар» на Никольской улице в июне 1898 года стал местом встречи основателей Художественного театра – Станиславского и Немировича-Данченко. А вот студентов университета манила вывеска «Русский трактир» на Моховой, где кормили сытно и недорого.

После революции, в голодное время военного коммунизма, вывески потеряли смысл: торговать стало нечем. Зато расплодились во множестве книжные лавки и литературные кафе, куда шли не выпить-закусить, а послушать новые стихи. Самые известные из подобных заведений – «Стойло Пегаса» на Тверской, «Красный петух» на Кузнецком мосту, «Кафе футуристов» в Настасьинском переулке. Над оформлением их вывесок работали известные художники, например Георгий Якулов. Вообще русские авангардисты всерьез увлекались эстетикой вывесок, а Давид Бурлюк их даже коллекционировал.

С началом нэпа торговля начала оживляться. Повсеместно из кладовых извлекались старые вывески. Появилось множество новых слов и аббревиатур. Горожане не поспевали за переименованиями: вместо «Мюра и Мерилиза» – «Госторг», вместо фабрики «Эйнем» – «Красный Октябрь». Трехгорная Прохоровская мануфактура получила имя Дзержинского. Над предприятиями и учреждениями взметнулись новые вывески. Надписи на них порой корректировались в зависимости от политических обстоятельств.

В стране всевластного Госплана вывескам стремились придать хоть какую-то неофициальность, нешаблонность. Появились магазин моды «Силуэт», рестораны «Лефортово» и «Русская изба», кафе-мороженое «Северное сияние». В названиях использовались топонимы социалистических стран (Пекин, Влтава, Адриатика). Свой стиль был у вывесок и в первые послевоенные годы, и в застойные 70-е, и в лихие 90-е… Галина Поспелова анализирует вывески разных эпох как сложносочиненный городской текст, который содержит неповторимые крупицы истории и культуры.

Тему городских «мелочей» продолжает историк и практикующий экскурсовод Виталий Калашников. В книге «Артефакты Москвы» (М., 2024) он рассказал о малоприметных исторических деталях, которые каждый пешеход может увидеть на прогулке. Для этого нужно лишь присмотреться к мостовой или заглянуть в подворотню.

Солидные ученые на такие артефакты порой смотрят свысока и даже не знают, к какой сфере их отнести: архитектура? инженерное дело? изобразительное искусство? городской быт?.. Не являясь объектами культурного наследия, эти предметы абсолютно беззащитны в мегаполисе. На них покушаются «черные» коллекционеры, их демонтируют в ходе ремонта, они ветшают и исчезают. Искать и реставрировать эти артефакты нередко помогают сообщества краеведов-любителей. Одно из них помогало автору книги в ее подготовке. О восстановленных исторических деталях в наши дни все чаще рассказывают московские гиды.

Артефакты из книги Калашникова – настоящая «машина времени». Они могут поведать о каком-либо давно позабытом явлении городской жизни. Так, давно уже ушли из обихода люксферы – стеклянные иллюминаторы, пропускавшие солнечный свет в подвалы или глухие комнаты зданий. Это американское изобретение, позволявшее экономить электричество и свечи, прижилось в России рубежа ХIХ–ХХ веков. Но когда электроэнергия подешевела, световые решетки стали демонтировать или закатывать в асфальт. В наши дни их порой обнаруживают рабочие при дорожном ремонте.

А вот металлические кольца, прикрепленные к стенам старых домов, играли в прежние века важную транспортную функцию. Это коновязь – место, куда привязывали лошадей во время стоянки (ведь иначе животное могло и убежать). С развитием автотранспорта подобные кольца потеряли актуальность. Но на многих домах старинные образцы коновязи сохранились.

С особенностями движения гужевого транспорта связан и такой уличный артефакт, как колесоотбойная тумба. Каменные и металлические столбики ставили на краю проезжей части, чтобы отделить ее от тротуара, а также у добротных кирпичных зданий для защиты стен от каретных и тележных колес. В Москве сохранилось много таких тумб, поставленных в ХIХ веке. Бывало, что в качестве отбойника домовладельцы использовали ствол трофейной пушки.

Кое-где на фасадах зданий можно заметить флагодержатели былых времен. Эти приспособления стали массово появляться после указа Александра III об обязательном украшении домов государственными флагами в торжественных случаях. Богатые домовладельцы, отмечает историк, порой заказывали себе настоящие произведения искусства. У других были изделия попроще, типовые. Бум установки держателей случился в 1913 году, в канун 300-летия династии Романовых. Настенные металлические «грифоны» пригодились и после 1917 года для крепления красных флагов.

Хороший краевед умеет «читать» разнообразные знаки на домах. Об истории строительства водопровода в дореволюционной Москве напоминают нивелирные марки (отметки уровня воды), об ответственности промышленников за свою продукцию – товарные клейма на кирпиче, из которого сложены дома. Своя история есть и у таблички «Свободен от постоя», что сохранилась на ограде дворца Румянцева на Маросейке. До конца ХVIII века все домовладельцы были обязаны брать солдат на постой и кормить. Многим это казалось обременительным, и во времена Павла I нашелся выход. Хозяева, вложившие деньги в строительство казарм, получали от властей освобождение от военного постоя.

Свои произведения подписывают не только художники и скульпторы. «Автографы» инженеров и зодчих иногда можно увидеть прямо на стенах построенных ими домов. На одном из элементов гранитной ограды в стиле римского барокко (1911) близ Красных ворот «расписались» архитектор и гранильщик – мастер по шлифовке камней. Табличка на гранитной облицовке здания Центрального телеграфа гласит, что здание сооружено в 1927 году по проекту инженера Ивана Ивановича Рерберга. Традицию своих старших коллег продолжили и современные мастера: подписи архитекторов ХХI века можно рассмотреть на станциях метро «Румянцево», «Строгино», «Волоколамская».

В наши дни реставрируются также полинявшие знаки ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству). В 30-е годы они крепились на фасады тех домов, где большинство жильцов сдали нормативы оборонной подготовки. В ту пору иметь подобный знак было очень почетно… Подобные мелкие детали старой жизни помогают глубже понять суть больших исторических процессов, уверен автор книги.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2652
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2510
Грядет ли время рептилоидов

Грядет ли время рептилоидов

Сергей Макин

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

0
5127
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
4247

Другие новости