0
5556
Газета Печатная версия

07.08.2024 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: чигрин, костюхина, гуреев, шаповалов, бердашева


28-9-11250.jpg

Евгений Чигрин. Болотный огонь: Избранное.

– М.: РИПОЛ классик, 2024. – 538 с. ISBN 978-5-386-15103-4

Избранное поэта, лауреата премии Центрального федерального округа России (администрации президента РФ) в области литературы и искусства, Горьковской литературной премии, обладателя других литературных наград Евгения Чигрина включает его четыре основные книги – «Погонщик», «Неспящая бухта», «Невидимый проводник» и «Водяные деревья». Многие стихотворения из первых двух вышеперечисленных книг приведены в новых редакциях. «Не демон и не ангел, кто-то третий, / Из третьей сферы, если на круги / Разбить миры, мне говорит: ну где ты? / Запудривая полночью мозги. / А я припоминаю тех, кто жили, / Как ласточки с безумием в глазах. / Встречались. Пили. Что-то говорили, / Топили смыслы в разных пустяках».

28-9-12250.jpg

Марина Костюхина. Круглый год: детская жизнь по календарю.

– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 512 с. (Культура повседневности). ISBN 978-5-4448-2267-8

Культуролог, историк, доцент РГПУ им. А.И. Герцена исследует роль детских календарей в контексте российской и советской эпох. Календари служили не только для летоисчисления, но несли подрастающим поколениям сведения о природе, науке, общественно-политической жизни и т.д. «Возможно ли прочесть историю российского детства по детским календарям своего времени? Ответ на этот вопрос станет понятен при сопоставлении календаря со школьным дневником. Ежедневные записи уроков, отметок и замечаний учителя в дневнике не исчерпывают жизни его владельца и теряют всякий смысл по завершении учебного года. Но какую важную роль играет школьный дневник в течение этого года и как много информации о каждом учебном дне он содержит! Нечто подобное являет собой печатный календарь, определяя долженствование каждого дня и целого года детской жизни, но далеко не исчерпывая их содержания.  Так, жизненно значимая для гимназиста запись о «поцалуе» в календаре 1908 года сделана поверх текста о «тезоименитстве государя императора», а официальная годовщина чествования челюскинцев в календаре 1935 года отмечена советской школьницей восклицательными знаками как глубоко личное событие».

28-9-13250.jpg

Максим Гуреев. Святые Русской Фиваиды.

– М.: Молодая гвардия, 2024. – 288 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 2011). ISBN 978-5-235-05162-1

Русская, или Северная Фиваида – так поэтически называли с XIX века окрестности Вологды и Белозерска по аналогии с древнеегипетской Фиваидой, местом поселения раннехристианских монахов-отшельников. Столетия назад в этих суровых и практически безлюдных местах стали появляться основатели монастырей и пустыней. О них – книга писателя и режиссера-документалиста Максима Гуреева, героями которой стали Кирилл Белозерский, Антоний Сийский и другие святые. «…на северо-западную оконечность Кубенского озера, а точнее, к месту впадения в него реки Порозовицы первые иноки-отшельники пришли из Новгорода еще в XIII веке. Тут ими была возведена деревянная церковь во имя святого Антония Великого, а также устроено монашеское особножительное поселение – идиоритм, имевшее распространение в Древней Церкви, то есть во времена того же Антония Великого (251–356), основоположника христианского монашества и, в частности, отшельничества...»

28-9-14250.jpg

Андрей Шаповалов. Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма.

– М.: Альпина нон-фикшн, 2024. – 238 с. ISBN 978-5-00223-133-1

Истории о шаманских практиках, обрядах, ритуалах, представлениях о мироустройстве сибирских аборигенов от кандидата исторических наук, археолога, этнографа, писателя, сценариста, музейного деятеля Андрея Шаповалова, который изучил эти вопросы на своем опыте. «Так случилось, что в 1998 году я стал учеником школы шаманизма в Туве. Я не собирался становиться шаманом – скорее меня привлекала совершенно уникальная возможность узнать явление изнутри.  открывшиеся мне новые знания дали глубокое внутреннее понимание того, как работает шаман и что с ним происходит. Я не стал шаманом, то есть не стал практиковать, но с того времени шаманизм навсегда остался со мной», – отмечает автор. Подробнее – в частях и главах книги «Мистерия», «Шаманский транс», «Чудеса и фокусы» и др.

28-9-15250.jpg

Татьяна Бердашева. Карельские боги. За 300 лет до «Калевалы». Древний свод / Иллюстрации Е. Демаковой.

– М.: Азбука-Аттикус, 2024. – 176 с. ISBN 978-5-389-23955-5

Иллюстрированная история персонажей карельских мифов и самый полный, как утверждает аннотация, список карельских и финских богов, частично известных по поэме «Калевала». «В верованиях карелов заметно особое поклонение силам природы  У каждого места: леса, поля, земли и воды был свой дух – «халтиа». Например, «в Беломорской Карелии, а также на севере от Олонца святого Эгряса знают как бога репы. Местные жители обращались к нему перед началом сева, «плевания» репы. Было принято трижды читать заговор с обращением к покровителю, чтобы репа росла повсеместно, даже на скалах, а злые духи обходили ее стороной». Автор – старший научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области Татьяна Бердашева.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости