0
5013
Газета Печатная версия

03.04.2024 20:30:00

А он циркачку полюбил

Лев Николаевич и его земляки

Тэги: лев толстой, краеведение, история, литература, тула, ясная поляна, есенин


13-15-2480.jpg
С виду брав Лев и граф…  Иван Крамской.
Портрет Л.Н. Толстого. 1873. ГТГ
Туляк Борис Тебиев – доктор экономических и педагогических наук, профессор, президент Международной педагогической академии – в течение 40 лет проводил архивные изыскания, описывал свои находки и открытия о великом земляке Льве Толстом с юношеских лет, что позволило ему познакомиться с людьми, непосредственно видевшими Толстого, и узнавать о нем много нового. Что ни очерк – то интересно и в познавательном, и в «приключенческом» аспектах.

Посвященная находкам и людям книга состоит из двух частей. Первая – о редких и редчайших изданиях трудов Толстого, художественных и публицистических, явных и подпольных, отечественных и зарубежных. К примеру, имеющаяся в его библиотеке «Солдатская памятка», в которой Толстой призывал солдат не стрелять в рабочих, являет собой оттиск на газетной бумаге, которую «легко можно было вклеить в любую, вполне благонадежную книгу, а в случае опасности – пустить на «самокрутку». Еще одна история: в 1881 году Лев Николаевич написал рассказ «Чем люди живы» (без вопросительного знака в названии в отличие от романов Александра Герцена «Кто виноват?» и Николая Чернышевского «Что делать?»). Тебиев повествует о непростом пути рассказа к читателю. Так, он установил, что первое книжное издание состоялось в 1882-м – и даже крайне деликатно «похвастался», что один из экземпляров данного раритета есть в его книжном собрании, хотя их нет и в самых крупных библиотеках. Хорошо, что он полностью воспроизведен в интернете, еще лучше, что вышли другие издания: второе – в 1885-м, а последнее по времени – в 2023-м. Что касается способов прорыва «информационной блокады», налагаемой на эти и другие труды Толстого, то описание и подпольных отечественных изданий, и выпускаемых за рубежом читается как детектив.

Вторая часть книги – очерки о туляках, разными путями пересекавшихся с Толстым. Припомним вместе с автором троих из них – носителях «редкой» фамилии Ивановы. Вышел на них автор благодаря азарту любопытства – и был вознагражден как новыми сведениями, так и оригинальными изданиями. Итак, первый Иванов, о котором будет рассказано наиболее подробно, – Александр, второй – Сергей из города Советска, собеседник автора, третий – приобретший известность оригинальными трудами Петр.

13-15-13250.jpg
Борис Тебиев. Очерки
о Л.Н. Толстом. Из книжной
коллекции тульского краеведа.–
Тула: Свамия, 2023. – 176 с., ил.
Александр Иванов – родной дядя Сергея Иванова. Как и Лев Николаевич, служил поручиком артиллерии, сражался добровольцем в Русско-турецкой войне в 1877–1878 годах, стал странником – кем так долго стремился стать сам Толстой и каковым ступил в конце жизни на свой смертный путь… Душевная близость между ними полно и вместе с тем деликатно описана в очерке «История одной дружбы». Притом что Иванов, будучи переписчиком творений писателя, вносил в них отсебятину – и делал это в течение 32 лет! Он мог неожиданно уйти из Ясной Поляны и нечаянно в нее вернуться. И при этом так представить товарища по оружию: «С виду брав – Лев и граф. / Голосист и речист, хоть и святочист. / Небезгрешный философ – / Тратит много лишних слов». Автор записал эти удивительные слова от Иванова-племянника. Сам же Толстой благодушно терпел эти колкости, может, вспоминая и свои давние стихи. Петр Иванов – двоюродный дядя собеседника автора, тоже сражался под Плевной в 1878 году. Он посылал своему земляку в Ясную выдержавшую полдюжину изданий книгу «Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы», которая попала в библиотеку Льва Николаевича. Были посланы и другие работы Иванова о писателе Леониде Андрееве; как они воспринимались – «свидетельств я не нашел». Может, кто-то еще поищет – книга к этому побуждает. Петр Иванов скончался в 1956 году во Франции, он известен критикой православной церкви с позиций обновленчества и философскими трудами, а в молодости – любовью к циркачке из Испании, с которой проживал приданое жены. Рассказы Сергея Иванова из Советска (город в Тульском крае) о своих родственниках сопровождались подаренным им автору альбомом носителя еще одной «редкой» для Руси фамилии – художника Николая Орлова. Название его – «Русские мужики», год выпуска 1909-й, предисловие написано самим Львом Николаевичем.

Заключает книгу очерк о союзе графини и крестьянского поэта, Софьи Толстой и Сергея Есенина. Казалось бы, все известно об этом союзе под благословенным лозунгом: Богом велено любить. Увы, всякое «велено» было для Есенина трудно переносимо, а вот она сделала все, чтобы жизнь поэта была наполнена творчеством, а его стихи стали доступны всем. Не всем – по крайней мере не-тулякам. Известно, сколь много сделала Толстая-Есенина для спасения и сохранения родовой усадьбы – достояния всего культурного человечества. И опять-таки со ссылкой на книгу-уникум, выпущенную Госполитиздатом в 1942 году, – «Ясная Поляна. Статьи. Документы». Прожила Софья Андреевна всего 57 лет и была похоронена в родовой усыпальнице Толстых в селе Кочаки.

Да, весьма много нового – ценного и интересного – можно узнать, сопутствуя Льву Толстому по Тульской земле, как это делает Тебиев. Например, листая еще одну книгу из его библиотеки под названием «Лескинъ Е (спер). Разборъ и извлечение из романа «Война и миръ. Сочинение графа Л.Н. Толстого». К этому Сочинению (с большой буквы) готовились 65 рисунков, сделано более 30 – и они пропали в результате пожара в типографии. Но четыре все же сохранились – и они воспроизведены в книге. Владелец типографии – Федор Федорович Рис, этнический немец. В 1872 году он выпустил «Азбуку» Толстого – книгу для писателя, по его собственному убеждению, наиболее важную, а в 1877-м – Эпилог к «Анне Карениной», который отказался публиковать Михаил Катков. Составители Полного собрания сочинений Толстого в указателях к 88–89 томам спутали его с однофамильцем Петром Петровичем Рисом – директором-распорядителем чугунно-литейного завода между Тулой и Ясной. Завод работает до сих пор… Петр Петрович являлся посредником в переписке Толстого с Владимиром Чертковым, которая по официальным каналам была неосуществимой. Правда, в указателях к Полному собранию сочинений Толстого (т. 91, с. 444), выпущенных в 1964 году, эти имена разведены, однако не указано даже инициалов Риса-второго – хорошо хоть он идентифицирован как «директор завода»... Если учесть, что отряд исследователей жизни и творчества Толстого один из наиболее ответственных среди других отрядов, то не оценить весомости этой и других находок Тебиева нельзя.

Остается добавить, что его крайне интересная книга написана в пока что не полностью умершем жанре «книга о книге». Ранее Тебиев вносил в него вклад такими работами, как «Встречи и находки. Из записок книжника» (М.: Молодая гвардия. 1984) и «Тайна книжных переплетов: Из записок книжника» (М.: Пашков дом. 2008)… Так, может, хоронить этот жанр рановато? И хотя бы сохранить разработанные в его рамках приемы? Как это удается автору книги о Толстом – одном из вершинных созидателей книг.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Как пермский звериный стиль превратился в городской бренд

Дарья Курдюкова

Древность в жанре фэнтези

0
758
Право на Писание

Право на Писание

Андрей Мельников

Законопроект о централизации религиозной деятельности внесен на рассмотрение Госдумы

0
671
Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
2827
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
4497

Другие новости