0
3327
Газета Печатная версия

27.03.2024 20:30:00

Хочу истлеть в земле родимой…

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

Тэги: история, великая отечественная война, эмиграция, сербия, югославия


12-15-2480.jpg
Любовь и Алексей Дураковы.
Вторая половина 1930-х (?).
Иллюстрация из книги
Все, кто встречал на своем пути Алексея Дуракова, отмечали его удивительное обаяние. И какую-то страстную, всепоглощающую любовь к русской поэзии. «Особенно привлекательны во всем облике этого высокого, прекрасно сложенного человека были мягкость и доброта, сочетавшиеся с непреклонной волей, которая проявлялась в трудные часы жизни… Он больше всего боялся, что стихи его станут изящной безделушкой, «покрытой антикварной пылью». Он сравнивал себя с кузнецом, кующим меч разящего слова». Так писал о Дуракове Илья Голенищев-Кутузов, русский эмигрант, герой Сопротивления Югославии в годы Второй мировой войны. Правнучатый племянник великого полководца, он после Победы провел четыре года в тюрьмах, потому что правители Югославии не жаловали бывших белых офицеров и их потомков. Вернувшись в СССР в 1955 году, Голенищев-Кутузов стал одним из самых известных советских историков европейской литературы.

Он многие годы пытался собрать наследие своего друга Алексея Дуракова, погибшего 12 августа 1944 года в бою с нацистами на переправе через речку Саву у села Прагар западнее Белграда. Дураков прикрывал уходящий партизанский отряд и пал смертью героя.

А до этого была жизнь, очень похожая на судьбы тысяч русских изгнанников, выброшенных за пределы России кровавой драмой революции и Гражданской войны. В роковом 1917-м он окончил Симбирский кадетский корпус и поступил в Морское училище в Петрограде. Затем вместе с другими гардемаринами, отступая от страшного «красного колеса», оказался во Владивостоке, где в 1920 году на борту корабля навсегда покинул Россию.

12-15-13250.jpg
Марина Сорокина.
 Алексей Дураков: русский
поэт – сербский партизан.
 1898–1944. – М.: Дом
 русского зарубежья
имени Александра
Солженицына, 2023. –
88 с. («Русское зарубежье
в лицах»)
Его второй родиной стало Королевство сербов, хорватов и словенцев, впоследствии превратившееся в Югославию. Он учился на философском факультете Белградского университета, работал на ткацкой фабрике, преподавал в школе трудных подростков, посещал русский поэтический кружок «Гамаюн». И, конечно, сам писал стихи.

Талант его отмечался многими, строки Дуракова появлялись на страницах сборников парижского Союза молодых поэтов и писателей, публиковались в русских пражских изданиях. Это были строки настоящего поэта, отмеченного высоким, подлинным даром: «Много здесь в молочной дали / Затерялось кораблей, / Что в ночи одни блуждали / В тщетных поисках огней. / И во мгле, завидя берег. / Положив на борт рули, / Уходили, не поверив / Зову призрачной земли». Конечно, это во многом «гумилевские» стихи, но какие яркие, мощные.

Россия, оставленная родина, которая, казалось, была не так уж и далеко, пульсировала буквально в каждой его строке: «Хочу истлеть в земле родимой, / Смирив пред смертью стыдный страх, / Пусть ветер в яркие долины / Перенесет мой тленный прах. / Я там воскресну хлебным злаком, / Отдам зерну родную плоть, / Чтоб этим символом и знаком / Свою невечность побороть».

Его стихи были полны той чистотой и ностальгией, которая всегда была неотъемлемой чертой русского изгнания. «Веселый мальчик, белокурый, / Твое ль дрожит в воде лицо? / Ты помнишь дом под кровлей хмурой / И у балкона деревцо. / Как было радостно у печки / С старушкой-няней поболтать, / И ночью, в тишине, при свечке / Читать, томиться и вздыхать».

И вот теперь состоялось полноправное возвращение этого замечательного человека и прекрасного поэта в нашу культуру. Автор книги – историк науки и некрополистики русского изгнания Марина Сорокина. Она использовал архивные документы и свидетельства современников, и, что очень ценно, завершила книгу подборкой стихов Дуракова.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
861
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
552
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
786
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
202

Другие новости