0
2361
Газета Печатная версия

27.03.2024 20:30:00

Дело Булгарина живо

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

Тэги: поэзия, проза, пушкин, денис давыдов, фаддей булгарин, карикатуры, иллюстрации


12-11-4480.jpg
Главный враг Пушкина – Фаддей Булгарин. 
Фигурка-шарж  на Фаддея Булгарина. 1840-е.
Собрание Михаила Сеславинского.
Фото предоставлено Национальным
союзом библиофилов
«Друзья и враги А.С. Пушкина в библиофильских собраниях» – так звучала тема 144-го заседания клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ). Эта встреча продолжила марафон клубных заседаний навстречу 225-летнему юбилею поэта. Библиофилы отметили, что такая формулировка, почти идентичная теме заседания, уже звучала в 1899 году в городе Нежине. Там на торжественном собрании в Историко-филологическом институте князя Безбородко профессором Михаилом Сперанским была произнесена речь на эту же тему к 100-летнему юбилею поэта, она затем была издана ограниченным тиражом.

Если по поводу друзей у библиофилов было разнообразие книг и автографов, то по поводу врагов все сошлись на фигуре литератора Фаддея Булгарина (1789–1859), в ранние годы своей деятельности – хорошего знакомца гения русской поэзии. Борис Хайкин открыл заседание, рассказав о нем уже как о «заклятом враге» Пушкина. Сегодня имя Булгарина обычно упоминается только в связи с публичной травлей поэта газетой «Северная пчела». При этом часто забывают, что в свое время это была крупнейшая фигура литературного мира, успешный издатель, талантливый публицист, основатель первой российской частной газеты и первого русского театрального альманаха. Кроме того, Булгарин был не лишен литературного дара: его приключенческий роман «Иван Выжигин» (1829) стал первым в России бестселлером, разошедшимся неслыханным по тем временам тиражом. Экземпляр романа в прекрасном переплете из красного марокена был продемонстрирован присутствующим.

Роман Лизогубов решил вычислить современных «друзей и врагов» пушкинского наследия на своем опыте и рассказал о забавном случае из библиофильской практики. Приобретя по случаю редчайший, но некомплектный четвертый том из прижизненного четырехтомника «Стихотворений» Пушкина (1835), он попробовал предложить его в букинистические магазины и на аукционы и узнать, сколько букинистов смогут идентифицировать книгу без утраченного титульного листа. Оказалось, что большинство товароведов спутали редкость с более поздним (и относительно недорогим) изданием собрания сочинений поэта, а в одном из магазинов и вовсе предложили «выбросить» дефектную книжку.

Необычный обзор «друзей и врагов» представил Андрей Дорошин, показав пушкинское окружение в иллюстрациях и карикатуре эпохи: знаменитый альманах «Новоселье» (1835), посвященный переезду Книжной лавки А.Ф. Смирдина на новое место и собравший на гравированном фронтисписе всех ключевых литераторов того времени за одним столом; альбомы карикатур «Ералаш» (1846) Михаила Неваховича и «Знакомые» (1857) рисовальщика Николая Степанова, а также подборку карикатур из других альманахов и сборников эпохи («Листка для светских людей», «Очерков русских нравов» и др.). Фактически во всех них образ Булгарина присутствовал весьма масштабно и выразительно.

Завершил заседание доклад председателя НСБ Михаила Сеславинского с демонстрацией книг из его собрания: первой прозаической (с автографом) и стихотворной книг поэта-гусара Дениса Давыдова («Опыт теории партизанского действия» и «Стихотворения»); автографа одного из ближайших друзей Пушкина князя Петра Вяземского на его сборнике стихов «За границею» и автографа все того же «главного врага» Фаддея Булгарина на книге его мемуаров, адресованного профессору медицины и хирургу Царскосельского лицея Илье Буяльскому. Улыбки вызвала фарфоровая фигурка-шарж на Булгарина, изготовленная в 1840 году на подмосковной фарфоровой фабрике братьев Тереховых и Киселева. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
3290
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
3249
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
3525
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
462

Другие новости