|
Михаил Визель, Евгений Солонович. Русский амаркорд. Я вспоминаю.
– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. – 224 с. (Счастливая жизнь). ISBN 978-5-17-161933-6
Книга-беседа двух коллег-переводчиков – старшего и младшего, учителя и ученика. Старший – переводчик Евгений Солонович, «главный» у нас в стране по итальянской поэзии. Выпускник переводческого семинара Солоновича в Литинституте Михаил Визель беседовал с Евгением Михайловичем накануне его 90-летия «не только о тонкостях итальянского стихосложения и трудностях перевода, но в первую очередь – о переводчике, то есть о нем самом». «…Когда после школы я решил ехать учиться в Москву, то подумал: буду учить испанский. Тетя моя преподавала французский в Инязе, и она мне сказала: ты в МГУ не поступишь, иди к нам в Иняз. Я пришел в Иняз – и увидел, что там набирают итальянский. И я думаю: «На фиг мне нужен испанский, когда я люблю – итальянский?» Подробности – в главах «Космополитизм и баскетбол», «Цех задорный. Ахматова и Данте», «Учителя», «Пути просвещения», «Ножная машина. Верлибры», «Оттепель (и) Перестройка», «Профессоре. Нельзя научить, но можно научиться» и др.
|
Алексей Смирнов. Прутковиада +.
– М. Новый Хронограф, 2024. – 240 с. ISBN 978-5-94881-549-7
Поэт, писатель, историк литературы, переводчик, постоянный автор «НГ-EL» Алексей Смирнов является маститым «пруткововедом»: его перу принадлежат книги «Козьма Прутков: Жизнеописание», «Сочинения Козьмы Пруткова. Статья и примечания Алексея Смирнова», «Козьма Прутков. Серия ЖЗЛ»… Новое издание объединило в расширенном виде две предыдущие книги: «Прутковиада: Новые досуги» и «Прутковская галерея». Автор, выступив в роли «нового опекуна или медиума», написал книгу «от имени четырех поколений Прутковых: деда Федота Кузьмича, отца Петра Федотовича, самого Козьмы Петровича Пруткова и сына его Фаддея Козьмича». «Прутковиада +» проиллюстрирована графическими рисунками самого Алексея Смирнова.
|
Феликс Юсупов. Воспоминания / Пер. с фр. В.Е. Климанова.
– М.: Центрполиграф, 2024. – 512 с. ISBN 978-5-227-10627-8
Впервые на русском, как уверяет аннотация, полное издание мемуаров князя Феликса Юсупова (1887–1967), вошедшего в историю прежде всего как участник убийства Григория Распутина. Однако в его жизни происходило немало других событий, о которых князь рассказывает «искренне»: «…говорю о радостных и печальных моментах, ничего не утаивая из своего прошлого. Мне бы хотелось избежать политических вопросов, но я жил в смутное время, и, хотя уже изложил в другом месте рассказ о драматических событиях, в которых был замешан (конец Распутина), я не могу обойти в своих воспоминаниях молчанием роль, которую в них сыграл».
|
Евгений Ямбург. Как важно быть веселым: Смех в педагогике и в жизни.
– М.: Бослен, 2024. – 192 с. ISBN 978-5-91187-461-2.
Темой очередной книги педагога, общественного деятеля, доктора педагогических наук, директора Центра образования № 109 Евгения Ямбурга стал смех и его роль в воспитании новых поколений. По мнению автора, учителям во время уроков (да и вне их) важно использовать иронию и самоиронию, шутки и анекдоты. Более того: «Отсутствие чувства юмора и здоровой самоиронии для педагога – верный признак непрофессионализма». Хотя Ямбург считает, что в нашей стране оставаться веселым не так просто: «На мой взгляд, основная причина, осложняющая педагогическое веселье, – драматическая история страны и огромная родовая психологическая травма, нанесенная всем гражданам, вне зависимости от национальности или вероисповедания, тоталитарным режимом».
|
Ляля Кандаурова. Оперы и призраки: Страшные истории в буквах и картинках.
– М.: Альпина Паблишер, 2024. – 64 с. (Искусство в буквах и картинках). ISBN 978-5-9614-8430-4
В «НГ-EL» от 16.02.23 мы писали о книге музыкального журналиста, лауреата премии «Просветитель» Ляли Кандауровой «Библейские мотивы: Сюжеты Писания в классической музыке». В новой книге Кандаурова предлагает юным (и не только) читателям окинуть свежим взглядом (и ухом, поскольку издание составляет одно целое с бесплатным аудиокурсом от детского приложения Arzamas) 10 опер ХХ века русских и зарубежных композиторов. Среди них – «Саломея» Рихарда Штрауса, «Воццек» Альбана Берга, «Нос» Дмитрия Шостаковича и др. «В каждой из них немало страшного: призраки и отрубленные головы, безумие и продажа души дьяволу, мрачные тайны и жестокие преступления. Но там же есть место иронии и мягкому юмору, абсурду и фантастике. В сюжетах и музыке этих произведений отразились трагические события и противоречия ХХ столетия. А еще – его неудержимые изменения и открытия. Авторы опер, о которых пойдет речь, и сами были первооткрывателями. Так что мы совсем не хотим вас пугать: наоборот, предлагаем восхититься смелостью композиторов…» Издание проиллюстрировано художницей, дизайнером, соосновательницей независимого издательства «Лес рук» Лялей Булановой.