|
Евгений Лесин. Ленин.
– М.: А. Лаврухин, 2024. – 4 с.
По случаю 100-летия смерти Владимира Ильича Ленина московский художник Александр Лаврухин вновь обратился к творчеству поэта, ответственного редактора «НГ-EL» Евгения Лесина. В рукописную книгу вошел стихотворный цикл «Ленин», ставящий под сомнение подлинность кончины вождя мирового пролетариата: «Для нас не скажешь: Ленин умер. / Для нас и чача – алыча. / Еще суровей и угрюмей / Мы пьем за кепку Ильича».
|
Ирина Дергачева. Книжные сокровища Древней Руси.
– СПб.: Алетейя, 2024. – 300 с.: ил. (Библиотека Quaestio Rossica). ISBN 978-5-00165-700-2
Сборник научных статей посвящен истории древнерусских памятников письменности, имеющих особое значение в иерархии аксиологических ценностей. В их числе – Толковая Палея и Четьи, «Житие Василия Нового» и «Поучение Владимира Мономаха»… В книгу также вошли статьи на тему рецепции морально-этических кодов словесности Древней Руси отечественной литературой XIX–XXI веков: «Синодичные мотивы в повести Н.В. Гоголя «Страшная месть», «Синодичные мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского», «Эсхатологический дискурс в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Концепт спасения в повести Е. Водолазкина «Лавр» (правда, «Лавр» считается романом, а не повестью. – «НГ-EL»), «Рецепция особенностей средневекового тантологического дискурса в прозе Л.С. Петрушевской» и т.д.
|
Ксения Родионова. Харбин. Вера и отчуждение: Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая.
– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 272 с.: ил. (Studia religiosa). ISBN 978-5-4448-2209-8
Китайский город Харбин, основанный в 1898 году как станция КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), с начала 1920-х стал пристанищем для русских эмигрантов, русскоязычным центром КВЖД. Историк, религиовед, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра исторических исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Ксения Родионова, которая родилась и выросла на Дальнем Востоке на границе с Китаем, на основе архивных документов изучает историю христианских общин Харбина и трансформацию религиозной политики в Маньчжурии. «Особенно разнообразной и открытой в конфессиональном плане столица КВЖД была в 1920-х годах, при китайской власти. Насколько же реален «веротерпимый» образ Харбина? Безусловно, в городе происходили конфликты на национальной или религиозной почве, но они воспринимались как нечто из ряда вон выходящее...»
|
Марко Феррари. Диктатор, который умер дважды: Невероятная история Антониу Салазара / Пер. с итал. Анатолия Канева.
– М.: Альпина Паблишер, 2024. – 224 с. ISBN 978-5-9614-8781-7
«Объектом поклонения стал не его образ, а его имя. Он был тишиной, тайной, невидимкой, он был подобен Богу и стоял лишь на одну ступень ниже верховного небесного владыки. Ему нельзя было себя показывать. У него не было ни возраста, ни тела, ни чувств. Он не говорил прямо, а вещал как оракул, иносказаниями и символами, и то, что он говорил, нужно было истолковывать и переводить на язык простых смертных. Как и Бог, он каждому назначал его судьбу: богатые должны были оставаться богатыми, бедные – мириться со своей долей, оппозиционеры – подвергаться репрессиям, которые он называл «своевременной встряской» и «предостережением, призывом не идти дальше по неверному пути». Конечно, он допускал возможность прощения, но лишь на словах, а не на деле, дабы не разорвать паутину непреложных принципов Нового государства – своего политического и организационного детища, основанного на двух незыблемых понятиях: корпоративизме и колониализме». Так характеризует итальянский журналист Марко Феррари героя своей книги Антониу Салазара (1889–1970), более 40 лет занимавшего пост премьер-министра Португалии. Годы его правления стали самой длительной диктатурой в Европе. Подробно о его неоднозначной роли в истории – в главах «Изощренный террор», «Повседневная жизнь диктатора» и др.
|
Артур Лесли Мортон. История Англии. Как народ создал великую державу / Пер. с англ. О.И. Лапиковой.
– М.: Центрполиграф, 2024. – 544 с. ISBN 978-5-9524-5691-4
Британский историк-марксист рассматривает историю Англии со времен кельтов и иберийцев до Первой мировой как историю народа: именно народ творил политику, формировал социальные институты и стал главной движущей силой прогресса. Вот рассказ о крестьянском восстании 1381 года: «Хотя центром восстания был Лондон, оно отнюдь не ограничилось одними внутренними графствами. Восстала вся Англия к югу и востоку от линии, проходящей от Йорка до Бристоля. Крестьяне громили поместья и расправлялись с особо ненавистными им помещиками и судьями. Даже после того как повстанцы покинули Лондон, утихомирить народ в провинциях все еще было непросто. хотя восстание потерпело неудачу, полного возврата к прежним порядкам не произошло. В 1382 г. парламент установил новый подушный налог, распространявшийся теперь только на землевладельцев по причине «обнищания страны». В 1390 г. пришлось отказаться и от попытки удержать на прежнем уровне заработную плату рабочих…»