Все участники поэтического спектакля в театре Et Cetera. Фото Олега Хаимова
В театре Et Cetera состоялся шестой вечер проекта «Стихи. Актерское/авторское прочтение», автором которого является Ольга Матвеева. Он проходил при поддержке проекта «Культурная инициатива». Его посвятили теме «Москва и немосквичи», серии литературных вечеров, организованных проектом «Культурная инициатива». Образ столицы представлен в них глазами современных поэтов и писателей. Особую интригу вечеров придают личные истории авторов: как и за что любят Москву те, кто с детства знает в ней каждый уголок, и те, кого судьба привела сюда уже в сознательном возрасте.
«Воспоминания детства – то, что удерживает нас от уныния. Хотелось показать Москву разных времен, чтобы у каждого были какие-то пересечения, совпадения, чтобы возникала мысль: «О, мы так же смотрели салют, катались на лифте, ходили в музеи, бродили по улочкам, влюбленные стояли в подъезде...» – отметила Матвеева.
Поэтические вечера в Et Cetera – всегда лотерея, где известны только состав артистов и выбранные ими стихи. То, что прочтут литераторы, – интрига, вплоть до их выхода на сцену. А на сцене приглушен свет, только столики подсвечены, на них и под ними – керосиновые лампы, вазы с еловыми ветвями, шишки и раритетные книги. Это художник Павел Ухлин создал атмосферу, чтобы зритель почувствовал, что попал на встречу старинных друзей-книголюбов в кафе.
В вечере участвовали поэты Евгений Бунимович, Ирина Ермакова, Амарсана Улзытуев, Юрий Цветков, Дмитрий Бак и прозаик Денис Драгунский. В видеозаписи прозвучали поэтические тексты Виктора Коваля и Анны Герасимовой (Умки). Их оттеняли актеры Сергей Тонгур, Мария Скосырева, Ольга Белова, Амаду Мамадаков, Наталия Житкова, Александр Ливанов, Кирилл Лоскутов и Егор Гордиенко.
Открыл вечер Лоскутов, который прочел «Две Москвы» Коваля. «Этот поэт стал для меня открытием. Ольга Матвеева дала мне читать «Мимо Риччи», и он меня захватил, я неожиданно услышал его звучание внутри себя, словно магическая сила вселенной вселила понимание этой поэзии. Я вдруг начал говорить его интонациями, таким «жирным» чтением поэзии. Часто поэты читают монотонно педалируя ритмом, но Коваль никогда так не читал, он делал это театрально», – рассказал Лоскутов.
Драгунский прочел остроумный рассказ о приключениях молодого мужа, оставшегося в городе во время отпуска жены. «Я впервые принимал участие в вечере, где так много участников. Обычно я выступаю один, максимум с кем-то вдвоем, – признался Драгунский. – Для меня особая честь и приятность, что мои короткие рассказы воспринимаются как поэтические произведения. Я послушал живьем поэтов, которые произвели на меня большое впечатление. И мне было интересно послушать свой рассказ в чужом исполнении. Сергей Тонгур читал очень точно и при этом очень интересно доносил смысл текста. Я слушал себя со стороны и словно заново что-то открыл в своем бесхитростном рассказе».
«Мы живем свою жизнь, которая меняется, потому что меняются эпохи. Для поэта считается неприличным ставить дату, будто он самовлюблен. Но иногда дата дает контекст, понять о чем речь», – представил свой текст поэт, культуртрегер Юрий Цветков. Этот текст был написан в 1991 году, в год распада Советского Союза: «Я загнан в угол сволочами, / и сам я сволочь. / Страна, которую любил, ушла в подполье. / И лучшим из нее – бог в помощь, / И худшим – несравненное раздолье». Кроме своих стихов Цветков вспомнил недавно скончавшуюся актрису театра Татьяну Владимирову и прочел стихотворение поэта и культуртрегера Данила Файзова, которое она выбрала для выступления в одном из предыдущих спектаклей: «Я стану вещью маленькой и нужной / Быть может – пепельницей, может зажигалкой / Еще бы авторучкой хорошо / Чтоб затеряться закатиться между делом / Куда-то за диван / В карман / И в лужу / Чтоб тот кто ищет точно не нашел / И знать о жизни самое простое / Вот ты нашла меня и трогаешь рукою».
Лоскутов заметил, что любой артист растет за счет освоения нового материала, а если это современные проза или поэзия, то артист учится чувствовать время и ритм жизни. «По звучанию это сет поэтов. Артисты столкнулись со сложной задачей – нужно было присвоить очень личностные воспоминания. А для меня важно, чтобы они получились в разной актерской технике, с разной актерской школой», – рассказала о режиссерском замысле Матвеева.
комментарии(0)