0
4541
Газета Печатная версия

06.12.2023 20:30:00

Здравствуй, радость

Философские стихи и философия стихосложения

Тэги: поэзия, любовь, философия


45-13-12250.jpg
Алексей Прохоров.
Не одинокий рай.– М.:
Зебра Е, 2023. – 162 с.
Поэзия Алексея Прохорова уютно и удобно нашла серединный путь между новизной и классикой, творческим поиском и следованием традициям. Так, тонко чувствующий слово поэт и критик Константин Комаров в, возможно, первой рецензии на эту книгу (репортаж с презентации см. здесь) отметил влияние на автора творчества Евгения Баратынского. Прозаик Александр Евсюков, читая «Не одинокий рай», вспомнил Серебряный век и в особенности Михаила Зенкевича с другими акмеистами, а также почувствовал влияние западных экзистенциальных идей и восточных, в особенности японских мотивов:

на наших тропинках в лесу

муравьи солнце и мой сын

на Мадагаскаре и в Гоби

летает ветер без наших

прогулок.

Чувствуете дух Николая Гумилева? Замечаете дальневосточный стиль?

Сам же Алексей Прохоров скромно и просто делит свои стихи на две категории по темам – лирические и философские. Впрочем, их можно и не делить совсем, а просто определить как философскую лирику. В общем, книга в целом о любви. О любви к этому миру, к окружающей нас природе, к Женщине в целом и конкретно – к супруге Алексея Юлии. Ей посвящен поэтический сборник целиком и отдельные стихотворения в нем в частности. Есть стихи, посвященные сыну, как то, что приведено выше.

Это уже пятый стихотворный сборник московского поэта, и в него собраны сравнительно новые произведения, написанные в период с 2020 по 2023 год. Есть в нем и совсем короткие четверостишия, есть и тексты, которые можно назвать небольшими поэмами. Однако книга создает впечатление невероятной цельности, словно все это – единая и неделимая поэма. Светлая и жизнеутверждающая:

лето уходит за южным

ветром

воздух горячий последний

клейкий

полная чаша в душу поэта

льется судьба под трель

канарейки

льется река людских

фотографий

это афиши ныне живущих

тихо ступаю на скользкий

кафель

множу свой след вслед

за идущим

И еще хочется отметить один признак, неизменно отличающий хорошие стихи и при этом свойственный поэзии Прохорова, – это ирония. Более того – самоирония. Как известно из старой песни, успех выбирает тех, «кто может первым посмеяться над собой». Прохоров это может. И это один из секретов его успеха:

Давай поспорим, давай

поспорим,

кто больше любит из нас меня.

Вот я на море, да я на море

и на закате, но только дня.

Любовь порочна, любовь

не точна,

любовь – пустышка. Ну кто

сказал?

Любовь прекрасна, любовь

опасна,

кто в одиночку в нее упал.

Да, некоторые строки Прохорова способны вызвать у читателя добрую улыбку. Потому что и сам автор наблюдает этот пестрый и неспокойный мир с доброй философской улыбкой. Он словно Будда, сидящий скрестив ноги в позе лотоса и смотрящий за этим миром. И каждое его стихотворение еще и медитация.

При этом автора увлекают и чисто стилистические, формалистские приемы, такие как игра словами, звукопись:

здравствуй радость

вот и я

яшма бирюза

нежность бриза

радость шторма

фениксы в глазах

все возможно этим летом

время мотыльков

радостная эстафета

желтых огоньков

Слова и фразы перекликаются, будто птицы в весеннем лесу. Стихи звучат словно музыка. Как будто это джазовая импровизация… Каждая строчка – аккорд. И каждый из этих аккордов поет гимн этому миру.

Однако не все в поэтическом мире Алексея Прохорова так уж радужно и солнечно, есть и отрицательные проявления:

небо становится мраморным

мысль превращается в гипс

пусть незаметно но стали мы

парой отстрелянных гильз

пусть пулеметными лентами

были закованы мы

но отстрелялись по правилам

вот и свобода и мир

Но и у этой начавшейся так мрачно истории все-таки светлый финал:

больше нам войны не страшные

мир наш спокоен и мил

жаль что оковы вчерашние

где-то одни там в пыл

При этом Алексей Прохоров не просто художник слова, он еще и философ слова. Он изучает слово – не препарирует его, словно вивисектор, а, словно натуралист, наблюдает за ним в его естественной среде, в мире, а потом на страницах книги.

На задней стороне обложки книги обычно автор помещает высказывания более или менее известных людей о нем, любимом… Но Прохоров не такой: у него на задней стороне обложки высказывания о природе стихосложения и творчества вообще. Квинт Гораций Флакк: «Человек либо сходит с ума, либо пишет стихи». Иосиф Бродский: «Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть». Карл Густав Юнг: «Путь внутри нас. Есть только один путь, и это ваш путь». А также его собственное умозаключение: «Все наши связи, чувства и есть пустота, в привычном нам понимании». Весьма оригинальный ход. Иными словами, читатель в этой книге найдет не только поэтические высказывания на тему философии (что обычно для стихотворного сборника), но и философские высказывания на тему поэзии…

в промельках дней проблески я

светится путь вечный маяк

что-то пришло что-то ушло

мозг превратился в пыльный

мешок

воздух прозрачен воздух

кристалл

кто одинок тот и устал

ранит сомненьями утренний

свет

тот для кого сердце лишь

инструмент…

Так бывает, когда поэт оказывается философом, а философ оказывается поэтом. И именно с подобной ситуацией мы имеем дело.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Тоска по миру гармонии

Тоска по миру гармонии

Мария Бушуева

Автопортрет Бориса Кутенкова, перерастающий границы личного

0
836
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1225
Проблема не в осени, а в вечности

Проблема не в осени, а в вечности

Ольга Фатеева

Рассказы о том, как взлетают единорогие птицы и кричат чайки

0
837
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1095

Другие новости