Художник совершенно не был озабочен подписями и проставлением дат на холстах.Караваджо. Вакх. Ок. 1596. галерея Уффици, Флоренция |
Неистовый бунтарь, человек, лишавший жизни других, не признававший никакой власти над собой, он продолжает задавать вопросы всем, кто серьезно изучает его наследие. К примеру, Караваджо не оставил никаких рисунков после себя, что более чем странно для итальянского мастера. Также мы не знаем ни одного его произведения, созданного до приезда в Рим в 1596 году. А художнику тогда было уже двадцать пять. И, конечно, все время висит дамоклов меч неправильного определения авторства некоторых его картин. Так всегда бывает с гениями.
Одним из самых известных и авторитетных специалистов по атрибуции живописи эпохи барокко является искусствовед Виктория Маркова. Именно она стала организатором экспозиции «Рим во времена Караваджо», прошедшей в римском Палаццо Венеция (дворец Венеции) два года назад. Да что там говорить, сотни произведений мастеров итальянской живописи XIV–XVIII веков благодаря атрибуции Марковой обрели свое авторство. Среди них произведения Тициана, Джорджо Вазари, Луки Джордано и многих других. И, конечно, нельзя не отметить, что именно Виктория Маркова разработала для ГМИИ им. Пушкина проект современной экспозиции итальянской живописи VIII–XVIII веков.
Виктория Маркова. Караваджо и другие. Проблемы итальянской живописи эпохи барокко. – М.: Искусство – ХХI век, 2023. – 376 с. |
Действительно, мы погружаемся в удивительно манящий мир наследия итальянских мастеров. Главы, посвященные караваджистам, к примеру Джовани Бальони и Гвидо Рени, сменяются рассказом о мастерских, таких как знаменитая Академия братьев Карраччи в Болонье. Мастер атрибуции, Маркова рассказывает о проблемах, связанных с определением авторства Караваджо, поскольку художник совершенно не был озабочен подписями и проставлением дат на холстах. Также интересно читается глава, посвященная шедевру Аннибале Карраччи «Крещение Христа» из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
Маркова распахивает двери в мир удивительной красоты искусствоведческого поиска. Уверен, многие имена художников эпохи барокко, чьи работы представлены в этой книге, станут настоящим открытием для широкого круга читателей.
комментарии(0)