0
6280
Газета Печатная версия

28.06.2023 20:30:00

Не могу оторваться от милого лица

Эпопею Евгения Чирикова сравнивали с «Жизнью Арсеньева», но вышла она на 20 лет раньше бунинского шедевра

Тэги: проза, история, эмиграция, иван бунин, жизнь арсеньева


22-14-12480.jpg
Забытый классик Евгений Чириков.
Иллюстрация из книги
«В саду начинается уже вечерний птичий гомон, более мягкий и кроткий, чем утренний; от резких светотеней сад принимает грустный оттенок, аллеи становятся более углубленными и таинственными, воздух получает особую голубоватую прозрачность… На клумбах, под террасой, вытягиваются, словно подслушивают человеческую речь, цветы… Не могу оторваться от милого лица… Эта женщина, эта прекрасная женщина могла бы быть моей женой». Не правда ли, какая «вкусная», забытая проза? Но это не Бунин. Это Евгений Николаевич Чириков.

Один из самых известных русских писателей, умерший в эмиграции в Праге в 1932 году, он был из тех, кого называют совестью нации. Друг Горького, Чехова, Шаляпина, Короленко, Чириков всегда писал честно и откровенно. Его мастерски написанные строки привлекали множество читателей, будь то рассказ, фельетон или публицистическая статья.

Но Чириков был и мастер больших форм. Его роман «Зверь из бездны», изданный уже после бегства из охваченной Гражданской войной России, буквально потряс эмигрантских читателей. А до этого увидела свет другая эпопея: тетралогия «Жизнь Тарханова». Этот роман также имел большую популярность, правда в дореволюционной России. В 1911-м вышла первая часть – «Юность», через год продолжение – «Изгнание». Третья часть «Возвращение» совпала с началом Первой мировой войны. А четвертая часть «Семья» увидела свет уже за границей в 1924 году.

22-14-11250.jpg
Евгений Чириков. Жизнь
Тарханова. Тетралогия в 2 т. Т. 1.
Юность. Изгнание. Т. 2.
Возвращение. Семья. – СПб.:
Маматов, 2023. – 592 + 608 с.
И вот теперь вышли в свет два тома «Жизни Тарханова»: все четыре произведения вместе. Произошло это благодаря правнуку писателя нижегородскому просветителю Михаилу Александровичу Чирикову. Более 30 лет он неутомимо собирает материалы, связанные с Евгением Николаевичем, создал его большой частный музей, беспрерывно проводит лекции, экскурсии, устраивает выставки. Во многом именно благодаря его, можно сказать, самосжигающей работе сохранилось до наших дней и наследие, и образ замечательного мастера русского слова.

Предисловие к двухтомнику написали литературоведы Марина Михайлова и Анастасия Назарова, послесловие – сам Михаил Александрович.

«Жизнь Тарханова» иногда называют автобиографией Евгения Николаевича, но это неправильно. Хотя, конечно, жизнь и судьба автора отражена на этих страницах. Перед нами – классический роман в лучших русских традициях, герой которого, Геннадий Тарханов, ищет смысл в бурных событиях российской жизни начала ХХ века, современником которых ему довелось быть.

Тарханов пробует стать писателем, расплачивается тюремным заключением за молодое увлечение революционными идеями. Некоторые сравнивали роман с другим произведением того времени – «Жизнью Арсеньева» Ивана Бунина. Но эпопея Чирикова вышла за 20 лет до появления бунинского шедевра. И если Арсеньев ищет спасение от окружающего уходом в себя, в совершенствование своего литературного дара, то Тарханов находит его в любви, в обретении счастья в семье. В наше тревожное, непростое время так важно еще и еще раз понять значение семейной прочной гавани, цитадели подлинной любви.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Михаил Сергеев

План правительства игнорирует перспективы завершения или развития украинского кризиса

0
2949
Пашинян перестал скрывать отношение к России

Пашинян перестал скрывать отношение к России

Игорь Селезнёв

Ереван устремился в Евросоюз из-за Баку

0
3348
Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
3005
Детство среди мамонтов

Детство среди мамонтов

Вячеслав Харченко

Разговоры с племянником и женой про зомби и страшную бразильскую зиму

0
5903

Другие новости