Мать Мария вышивает, слушает доклад на собрании РСХД. Франция, 1930-е годы. Иллюстрация из книги
В самом начале перестройки я успел побывать в Ярославле у вернувшегося после войны из Франции в СССР протоиерея, сына царского адмирала Бориса Старка. Передать чудо этой беседы, конечно, невозможно. В своем очень маленьком домике он мне рассказывал о русских эмигрантах и Париже. Речь зашла о фильме Сергея Колосова «Мать Мария», где главную роль сыграла Людмила Касаткина.
«Мать Мария была совершенно не такая, – говорил отец Борис. – В фильме это красавица, элегантная, обаятельная. В жизни сутулилась, все время курила и носила с собой мешок, с которым каждый вечер ходила на рынок и выпрашивала у торговцев овощи для русских больниц и ночлежек. Потом приносила продукты нуждающимся и, подобрав подол, начинала мыть полы».
Эта удивительная женщина, добровольно пошедшая в нацистском концлагере в газовую камеру вместо другой узницы, стала одним из символов русской и мировой трагедии ХХ века. Поэтесса Серебряного века, подруга Александра Блока и Алексея Толстого, участница партии эсеров, едва не расстрелянная деникинцами, она покинула Россию после Гражданской войны, чтобы служить Богу и обездоленным соотечественникам.
Она была удивительно одаренной. Писала стихи, великолепно владела словом. Ее очерки публиковались в различных эмигрантских изданиях. И еще она мучительно пыталась постичь смысл православной веры, размышляя над ее основными принципами и положениями.
В этом еще раз можно убедиться, взяв в руки большой том произведений матери Марии «Путь», вышедший под эгидой московского издательства «Русский путь» и парижского YMCA-PRESS. Это уже третья книга ее произведений, выпущенная ими.
16 марта 1932 года в храме Сергиевского подворья в Париже Елизавета Юрьевна Скобцова (Кузьмина-Караваева), незадолго до этого похоронившая дочь, приняла монашеский постриг. Накануне она написала поистине «цветаевские» строки: «В рубаху белую одета…/ О, внутренний мой человек,/ Сейчас еще – Елизавета,/ А завтра буду – имя рек».
Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е.Ю). Путь: Публицистические очерки; Богословские и религиозно-философские сочинения; Воспоминания, письма, записные книжки / Сост. и примечания Т.В. Викторовой и Н.В. Ликвинцевой. – М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2022. – 392 с. |
Мы читаем яркие, образные репортажи о жизни русских, которые она публиковала в газете «Последние новости», когда, будучи разъездным секретарем Русского студенческого христианского движения, моталась по разным областям Франции и Прибалтики, чтобы выяснить, как там живут российские изгнанники. Это необыкновенно ценный материал по истории эмиграции.
«Часто, смотря на русских рабочих, каких-нибудь старых интеллигенток на фабриках или молодых пареньков в шоферах – диву даешься, откуда эта непреклонность в труде, откуда трудовая выдержка?.. Русские работают везде, и везде прекрасно… И работают все – старики, молодые, женщины, мужчины, работавшие раньше, бывшие раньше белоручками, интеллигентные, неинтеллигентные, здоровые, больные», – пишет она.
Ну и, конечно, для тех, кто глубоко погружен в проблемы богословия, настоящим откровением станут статьи матери Марии, представленные в книге. Здесь и размышления о православном почитании Богородицы, о смысле человеческого творчества как подражании Христу. Вы можете познакомиться с одной из ключевых статей «Мистика человекообщения», где говорится о любви как единственно верной дороге к Богу.
Словом, наследие одной из самых выдающихся женщин в истории ХХ века возвращается к нам.
комментарии(0)