0
6719
Газета Печатная версия

05.04.2023 20:30:05

Кому стихов, кому фантастики, и пусть никто не уйдет

Фестиваль «ВсемПоэзии» и конференция «Роскон»

Тэги: поэзия, проза, фантастика, москва, крым, журнал аврора, рокпоэзия, цой, шевчук, кинчев, егор летов, казань, йошкарола, кино, сергей лукьяненко, кир булычев, олег дивов, детская литература, патриотизм


поэзия, проза, фантастика, москва, крым, журнал «аврора», рок-поэзия, цой, шевчук, кинчев, егор летов, казань, йошкар-ола, кино, сергей лукьяненко, кир булычев, олег дивов, детская литература, патриотизм Писатели Роман Злотников, Олег Дивов и Эдуард Геворкян на конференции «Роскон» обсудают проблемы современной фантастики. Фото Екатерины Александровой

Два крупных литературных мероприятия прошли совсем недавно и буквально одно за одним. И, как это уже давно было замечено, активностью отличились поэты и фантасты.

Так, состоялся масштабный V международный фестиваль «ВсемПоэзии». Поэт и деятель культуры Стефания Данилова возобновила проект после трехлетнего сна. Мероприятие состоялось в более чем 40 городах России, около 1500 участников приняли участие в действе на портале ryfma.com. В мировом зачете победили москвички Дарья Мисюра и Айлинн Лэйн, а также жительница Таганрога Анна Лисина.

11-9-1480.jpg
Первый куратор московской части фестиваля
 «ВсемПоэзии», поэт и музыкант Александр
 «Сэро» Коньков. 
 Фото из архива фестиваля «ВсемПоэзии»
Фестиваль был приурочен к 21 марта, Всемирному дню поэзии. Председатель жюри – художественный руководитель фестиваля «Покровский собор» Алексей Витаков, в жюри вошли главный редактор журнала «Аврора» Кира Грозная, один из авторов этой статьи, поэт, сотрудник «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков и т.д. Программа включала в себя зрелищные ивенты: от ярмарки поэтических проектов до грандиозного слэма в Крыму.

В этом году в число лауреатов вошло много людей, подавших заявку почти случайно, считающих поэзию полузабытым хобби. Так, стихотворение петербурженки Алины Топчий «Нирвана», написанное ею еще в юношестве, заняло шестое место по городу из 189 участников и было удостоено специального приза. Девушка признается, что этот случай вдохновил ее вернуться к поэтической жизни.

На мерче проекта слоганы: «Ведаем, что творим», «Вон из депрессии, поэт – это профессия», «Всем поэзии!» и «Зачем писать стихи, когда есть лошадь?» – фраза, полюбившаяся оргкомитету еще на уровне анонимных отборов, из стихотворения участницы фестиваля Маши Багряныйволк.

Вот впечатления непосредственных участников.

«Приятно удивило то, что на «ВсемПоэзии – 2023» нашлось место и рок-поэзии. В число лауреатов вошли москвичка Анна Монахова с ее стихотворением «Андерграунд» и омич Дмитрий Юферов с текстом «Остановка на Площади Ленина». Им удалось очень тонко и метко передать дух золотой эпохи русского рока 80–90-х годов. И судейский корпус включал в себя таких известных рок-поэтов, как Тейт Эш и Влад Павловский. Все это дает надежду на то, что отечественная рок-поэзия, практически погибшая в нулевых–десятых годах, понемногу возрождается. Кто знает, возможно, в скором будущем с фестивальных площадок «ВсемПоэзии» зазвучит по всей стране новый Цой, Шевчук, Кинчев или Летов, – высказал надежду 1-й куратор московской части фестиваля, поэт и музыкант Александр «Сэро» Коньков.

«Вышел оттуда в состоянии поэтического опьянения», – признался спецгость, музыкант Антон Пинчуков.

11-9-2480.jpg
2-й куратор Москвы и член оргкомитета
«ВсемПоэзии» Юлия Круглина. 
Фото из архива фестиваля «ВсемПоэзии»
«Большое впечатление произвела география поэтов, приехавших на семинар журнала «Аврора»: если из Сестрорецка и Выборга добраться можно быстро, то Казань и Йошкар-Ола меня поразили», – заметила поэт Ксения Коржик.

«Я бесконечно счастлива быть частью команды такого мощного проекта мирового уровня, который за эти три месяца стал любимым домом для моей души», – призналась второй куратор Москвы и член оргкомитета Юлия Круглина.

«Это то, что делает нас бОльшим, чем мы есть», – заявил куратор Орла Павел Рязанцев.

«Фестиваль прекрасен тем, что он не где-то там, куда ты никогда не попадешь, он приходит к тебе домой, в твой город, но не теряет при этом ни в масштабе, ни в значимости», – рассказал Андрей «Атли» Бондаренко, куратор Клинцов.

«В Керчи фестиваль вышел за рамки целевой аудитории», – заметила Елена Митина, куратор Керчи.

«Это не просто комплекс мероприятий, а наша плоть, кровь и наша душа», – сказала Ольга Попова, куратор Краснодара.

Времена шестидесятников, когда поэзия собирала огромные залы, понемногу возвращаются. Не только поэты слушают поэтов, «оставаясь к ним глухими», как в стихотворении финалистки «ВсемПоэзии – 2023» Юлии Гиацинтовой «Вечер в ЦДЛ». У проекта нет генерального спонсора, событие находится в поиске оного и осуществляется силами кураторов на местах... Возможно, в будущем году что-то изменится.

«Всем поэзии – и пусть никто не уйдет без подарков судьбы», – перефразирует знаменитую булгаковскую фразу Стефания Данилова, чья идея сумела зажечь собой множество людей…

* * *

Каждый год в ближнем Подмосковье, недалеко от Горок-10, на конференцию по вопросам фантастики «Роскон» собираются писатели-фантасты, молодые и не очень люди, только начинающие свой творческий путь, и, конечно, мэтры отечественной фантастики. Что ищут они в сосновом лесу на берегу реки Москвы? В первую очередь дружеского общения в среде понимающих людей.

Из впечатлений новичка конвента Елены Тучиной: «Встретила замечательных коллег, ярких, позитивных, эмоциональных. Большое удовольствие оказаться в среде, где все говорят и мыслят на одном языке, горят писательством».

А ведь многие приезжают сюда уже не первый год и даже не первое десятилетие. В этом году конвент состоялся в 22-й раз. Он немного отстает от годовой нумерации из-за ковидного пропуска в 2021 году. Первый «Роскон» под лозунгом «Первый конвент третьего тысячелетия» состоялся в январе 2001 года и с тех пор не перестает привлекать внимание людей как пишущих, так и читающих фантастику.

11-9-4480.jpg
Александр Мазин читает на «Росконе» лекцию
о построении сюжета. 
Фото Екатерины Александровой
Количество мероприятий растет с каждым годом. В параллель проходит несколько лекций и семинаров. В этом году многие сетовали, что «забыли дома свой маховик времени». Например, в первый же день прошла оживленная дискуссия о проектной межавторской литературе, а в другой аудитории раскрывались новые тайны полета и личности Гагарина. Утренние часы пятницы могли стать самыми суровыми для тех, кто рискнул подать рассказы на мастер-классы Сергея Лукьяненко и Олега Дивова, но мэтры были справедливы и благожелательны к ученикам. Выступали такие авторы, как Роман Злотников, Александр Мазин и др.

Ключевыми мероприятиями конвента стали презентация книг Литературной мастерской Сергея Лукьяненко и круглый стол, посвященный патриотической фантастике. На нем велись жаркие споры, что можно считать таковой. Затронули глубокие пласты понятия «патриотизм» и пытались вывести однозначную формулировку. Но это уже настоящая фантастика.

По итогам литературного года на конвенте вручается несколько традиционных премий. Главные – это триумвират золото-серебро-бронза «Росконов» за романы, такой же комплект за повести и рассказы. В этом году лауреатами за романы, выпущенные в 2022 году, стали: «Золотой Роскон» – Александр Горбов за цикл «Сам себе властелин»; «Серебряный Роскон» – Антон Карелин за книгу «Одиссей Фокс»; «Бронзовый Роскон» – Марина и Сергей Дяченко за «Масштаб. Роман в повестях». В номинации «Повести, рассказы»: «Золотой Роскон» получили Алексей Гравицкий и Дарья Зарубина за рассказ «С другой стороны»; «Серебряный Роскон» – Сергей Лукьяненко за рассказ «Дураки и дороги»; «Бронзовый Роскон» – Евгений Лукин за повесть «Наваждение».

«Большой Роскон», вручаемый за выдающийся вклад в развитие жанра фантастики, вручен писателю-фантасту, сценаристу и драматургу Эдуарду Геворкяну. В прошлом году ему исполнилось 75 лет. Традиционный приз «Алиса» за детскую фантастику, когда-то учрежденный оргкомитетом «Роскона» совместно с Киром Булычевым, заслуженно достался Ларисе Романовской за повесть «Захолустье. Пока я здесь». В 2003 году Булычева не стало, и выбирать лауреата помогала его вдова, писатель, переводчик и художник Кира Сошинская. Но в прошлом году нас покинула и она, теперь лауреата выбирает оргкомитет «Роскона». Кстати, на конференции очередной раз показали фильм «Хронос» по трем новеллам Кира Булычева (см. «НГ-EL» от 21.07.22).

Еще одна традиционная премия «Роскона» за критику, литературоведение и историю фантастики так же связана с утратой, она носит имя критика и литературоведа Александра Ройфе. Она досталась Евгению Харитонову за статью «Инженеры нового мира. Ранние советские утопии». Трогательно то, что Александр и Евгений дружили и вместе начинали свой творческий путь в газете «Книжное обозрение», где начинали свой также сотрудники «НГ-EL» Евгений Лесин и Андрей Щербак-Жуков.

В этом году была учреждена новая премия за патриотическую фантастику «Пересвет». Вручается она в двух номинациях: рукописи и опубликованные произведения. Первыми лауреатами премии стали сборник рассказов и повестей «Битва за Лукоморье» и рукопись Марины Фокиной «Проклятье мертвой сети».

Вот так. Как говорится в народной поговорке, вкус вкусу не указчик, одному мил арбуз, другому свиной хрящик, одному ситчик полосатый, другому мальчик носатый… Кому-то близка поэзия, кому-то – фантастика.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
870
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
279
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
349
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
257

Другие новости