0
3295
Газета Печатная версия

22.03.2023 20:30:00

Гамлет вместо Фортинбраса

Хорошо смеется тот, кто стреляет последним

Тэги: история, революция, герои, жертвы, офицеры, сопротивление, шекспир, гамлет, борис савинков, вожди, репрессии, белогвардейцы, красная армия, тухачевский, михаил булгаков


Революция всегда проливает кровь. Так называемая бескровная Февральская революция 1917 года обернулась жестокими расправами над офицерами армии и флота и сотрудниками правоохранительных органов (жандармами и полицейскими). Многих из них потом похоронили как «героев революционной борьбы», хотя в реальности они были ее жертвами. Зачастую невинными.

Поэтому неудивительно, что кардинальная смена власти в первую очередь пугает своим насилием, его масштабами. Кто-то в ужасе отходит от нее, кто-то начинает с ней бороться, а кто-то продолжает служить ей, тем самым увеличивая масштабы насилия.

Каждая из этих стратегий логична. Но каждая несет в себе и заряд поражения. Нередко разочарование становится для человека травматичным. Один раз испугавшись, он с изначальным сомнением относится ко всему окружающему и к собственным последующим поступкам. Там, где надо быть шекспировым Фортинбрасом (или Клавдием), вдруг возникает подобие Гамлета. Так постоянные сомнения обернулись гибелью для внешне волевого террориста и политика Бориса Савинкова.

Да и сопротивление злу хорошо только в том случае, если оно имеет все шансы на победу. Известную одесскую максиму о том, что хорошо смеется тот, кто стреляет последним, никто не отменял. Ведь в противном случае сопротивление лишь увеличивает ожесточение и количество жертв (в том числе невинных). Все же рассуждения о нравственных или моральных победах над коварным супостатом не более как неуклюжее самооправдание лузеров. Особенно перед лицом погибших в схватке. Сразу оговоримся: к белым это не относится. Шансы победить у них были. Были, впрочем, и ошибки, приведшие в итоге к катастрофе. Правда, это не те ошибки, на которые обычно указывают историки: нерешенность аграрного вопроса и негибкость во внешней политике. Их противники в не меньшей (если не большей) степени ожесточали крестьянство политикой продразверстки, а их внешняя политика обернулась кровавой войной с Польшей (вспомним унизительное поражение Тухачевского). Реальной причиной разгрома контрреволюции был поздний (уже после соответствующих решений большевиков) переход с добровольного комплектования армии на мобилизационный. Тем самым к моменту решающих сражений Красная армия была многочисленнее.

Активное включение в процесс революционного насилия тоже возможно. Кажется, еще Пол Гэллико шутил: если не можешь победить – возглавь. Вот только подобный шаг не гарантирует безопасности. И речь идет не только об опасности честной гибели в бою. Логика революции предполагает не только поиск и уничтожение внешних врагов (или тех, кто таковым покажется), но и внутрипартийное насилие. Подобные репрессии касаются не только рядовых революционеров, но и вождей. Напомню, что организовавший бойню в Николаевске-на-Амуре Яков Тряпицын был казнен своими сподвижниками спустя менее полутора месяцев после трагедии.

Так что в случае революции не стоит включать компьютер и спрашивать: «Ok Google, что делать?» Правильного ответа может и не быть или его можно не дождаться. Главное, переиначив Михаила Булгакова, никогда не допускайте революции.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
493
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
505
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
440
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
160

Другие новости