0
9498
Газета Печатная версия

15.02.2023 20:30:05

Сделай чудо

Советская власть и фантастический реализм: к 100-летию публикации повести Александра Грина «Алые паруса»

Тэги: александр грин, алые паруса, море, ассоль, грэй, романтика, ссср, история, сказка, политика


александр грин, «алые паруса», море, ассоль, грэй, романтика, ссср, история, сказка, политика Самое удивительное в этой сказке – отсутствие сверхъестественного. Кадр из фильма «Алые паруса». 1961

100 лет тому назад, в 1923 году, в Советском Союзе была опубликована повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса». Точнее, конечно же, повесть-сказка. Мечта и утопия. Начал писать ее Грин в 1916 году, но основная работа велась уже после революции. Глава «Грэй» была напечатана в газете «Вечерний телеграф», № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в следующем, 1923 году. Содержит посвящение, датированное 23 ноября 1922 года. А 30 декабря того же года, как мы все помним, был образован СССР, Советский Союз. Тоже сказка и тоже утопия. И тоже, увы, феерия. Увы, потому что – кровавая.

Складывается такое впечатление, что Грин и советская власть поспорили между собой: чья утопия будет лучше и чья долговечнее. Кто выиграл в этом негласном споре – судить не нам, у каждого свое мнение.

Насколько серьезен был Грин – вопрос куда интереснее. В том смысле, насколько всерьез он сочинял свою сказку. Того ли результата он добивался? Если вспомнить Мигеля де Сервантеса, то что получается? Получается такая история: сочинял писатель, как ему казалось, обычную пародию. А вышел роман скорее философский, чем просто комический. И роман на все века. Роман, который до сих пор тревожит умы и будоражит души. Роман, который учит и лечит.

Так и с Александром Грином. В 1922 году в Петрограде вряд ли он думал, что его феерия станет чуть ли не символом мечты и романтики. Алые стяги советской власти в 1922-м еще можно было принять за алые паруса новой жизни. В конце концов, при царизме-то точно было плохо, точно было ужасно, тяжко, душно, смрадно, невыносимо. Пришла освободительная, казалось бы, революция, но тоже погрязла в какой-то мути. Пришла вторая, но вслед за ней грянула Гражданская война по всем фронтам.

Когда жить-то? Когда строить сказку, воплощать мечту? Выжить бы.

Писателю, как всегда, легче, чем другим в подобной ситуации. Он видит все, что происходит вокруг, и живет во всем этом, но писать может о чем угодно. Он еще не знает, что именно строят большевики, но он уже и в 1916 году мог строить свой собственный социализм, коммунизм или Гринландию. Сейчас сказали бы – вселенную Александра Грина. Советский критик Корнелий Зелинский предпочел назвать ее Гринландией. В стране победившего социализма было так мало мест, куда дозволялось бежать от этого самого победившего социализма. В страну Гринландию (началом этой страны следует считать 1909 год, рассказ Грина «Остров Рено») можно было эмигрировать – и безнаказанно, и не навсегда. Чем не мечта?

* * *

Если сравнивать людей с организациями, то в каждом из них (будь то закрытое общество с весьма ограниченной ответственностью или, напротив, знаменитый холдинг, акциями которого торгуют на каждом углу) есть большой или маленький проектный институт под названием «Мечта». Людям свойственно развиваться, идти вперед, и не мечтать они не могут. Куда ни глянь в человеческом мире, нас окружают осуществленные или осуществляемые фантазии. Как правило, чужие и не обязательно позитивные. Реализованные где-то по плану, а чаще «как пойдет». С ожидаемым или не очень результатом. Но так или иначе, мы живем в фантастической реальности.

При этом даже самые легкие и розовые мечты есть несогласие с текущей, «обыкновенной» действительностью, начало борьбы с ней.

Неудивительно, что Александр Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880–1932), один из самых больших мечтателей в русской литературе, боролся с реальностью до самой смерти и после нее.

Политический экстремист, сподобившийся христианской кончины, Грин не принимал действительности, какой она ни была – царской или советской, – и старался ее изменить. Она платила ему тем же – не принимала и всячески исправляла. Тюрьмы, ссылки… Нищета – и в юности, и перед самым уходом. «Натура замкнутая, озлобленная, способная на все, даже рискуя жизнью», – говорил о Грине царизм словами полицейских. «Воинствующий реакционер и духовный эмигрант», – соглашалась с царизмом советская власть языком официальной критики.

А писатель Грин занимался своим делом – менял реальность. В 1923 году в полуголодном Петрограде он опубликовал одну из самых прекрасных сказок, придуманных людьми, – повесть «Алые паруса».

Самое удивительное в этой сказке – отсутствие сверхъестественного. Все, что там происходит, вполне могло случиться на самом деле. Это вообще характерно для Грина: в своих волшебных произведениях он допускал необычное в предельно малых дозах. В результате он создал жанр фантастического реализма – описание жизни, которая движется вперед мечтой и мечтателями. Что-то подобное так или иначе присутствует во многих литературных произведениях, у многих авторов. Но именно Грину удалось наиболее внятно показать мечтательность как рабочую лошадку человеческой природы. Проследить зарождение материального в нематериальном – замысле, идее, воле.

И конечно, в этой повести-сказке Грин, как всякий писатель, рассказывает о себе. Герои «Алых парусов» – Ассоль, ее отец Лонгрен, капитан Грэй – тоже не в ладах с «обыкновенной» действительностью. Она их не жалует. Здесь и смерть матери Ассоль. И ненависть всей деревни к Лонгрену, ее отцу, за немилосердие: он дает умереть косвенному виновнику гибели своей жены. В ответ «общественность» отторгает и его ни в чем не повинную дочь. Понятно, что жить в такой реальности нельзя. Ее надо менять. Прежде всего – мечтой, умением «сверх общих явлений видеть отраженный смысл иного порядка».

Мечта Лонгрена – вынужденно оставленная профессия моряка, и он делает игрушечные корабли. И не простые, а «превосходные, прочные». Лонгрен, суровый практик, в одиночку воспитывающий дочь и зарабатывающий на хлеб, – классический герой фантастического реализма. На его примере мы видим, как тонко Грин стирает грань между мечтой и реальностью. Торгуясь с приказчиком из игрушечной лавки по поводу одного из корабликов, Лонгрен приводит в качестве заключительного аргумента: «Бот этот пятнадцать человек выдержит в любую погоду». То есть он не отделяет игрушку от настоящего корабля, мечту от реальности. Они – крепко спаянные стороны жизни.

Мечта Ассоль – принц, который навсегда заберет ее из деревни. И это деятельная мечта. Ассоль не просто ждет принца, а подчиняет всю себя этому ожиданию. Интересно, что алые паруса, которые его принесут, сначала тоже игрушка, сделанная отцом. Мечта, рожденная мечтой. Но главное – это ее вера. Ибо, простите, с какой стати бедную девочку, каких миллионы, принц увезет «в блистательную страну»? Так и рассуждают «реальные реалисты» – ее односельчане, и смеются над ней. Но сама-то она живет в настоящем, нашем, человеческом мире фантастической реальности и потому знает, что так и будет.

Мечта капитана Грэя сбывается дважды – хотел быть капитаном и стал. А потом исполнил мечту любимой девушки, а значит, и свою. Именно Грэй, самый деятельный мечтатель «Алых парусов», называет программные установки фантастического реализма. Это программа-максимум: «сделай чудо, если ты в состоянии». И программа-минимум: дарить «улыбку, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово».

Фантастический реализм Грина победил реальность единственно возможным способом – став ее привычной частью. Сегодня он тяжело разворачивается на холодной Неве пожаром красных полотнищ на петербургском празднике выпускников: главным событием этого праздника, который так и называется – «Алые паруса», является прохождение по акватории Невы корабля с красными парусами. С 2019 года это двухмачтовый бриг «Россия». Кроме того, он присутствует в бесчисленных названиях клубов, магазинов, жилищных комплексов... Но самое главное – живет в сердцах людей. И шепчет им, что относиться к своей мечте надо бережно и серьезно. Знать ее лицо, вес, объем, химический состав и особенно – вертикальную протяженность... Все-таки мечты должны быть выше нас ростом.

* * *

Официально повесть Грина называется «повесть-феерия» (театральный жанр, который отличают «фантастические сюжеты и зрелищные визуальные эффекты»). Ничего «феерического», кроме разве собственно алых парусов, в повести «Алые паруса», разумеется, нет. Грин, может быть, для нас, читателей, и романтик, но вообще-то он профессиональный сатирик. Писатель более чем ироничный.

В 1919 году Грина призвали на Гражданскую войну (не добровольцем же пошел), какое-то время он прослужил связистом в Красной армии. Заболел сыпным тифом и потом в Петрограде писал свои «Алые паруса». Свою мечту. Небезызвестный «кремлевский мечтатель» Владимир Ленин о своем грезил, Грин – о своем.

Мы насладились и до сих пор наслаждаемся плодами их трудов и мечтаний. Ленин покоится в Мавзолее на Красной площади. И повесть Александра Грина вполне себе увековечена: скульптуры, изображающие главную героиню, установлены в Кирове, Геленджике, Череповце и Ханты-Мансийске. Что может быть романтичнее?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
985
Иран и новые власти Сирии балансируют на грани конфликта

Иран и новые власти Сирии балансируют на грани конфликта

Геннадий Петров

Тегеран и Дамаск теперь не союзники, но еще не враги

0
1183
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
1237
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
1956

Другие новости