Режиссер Эдуард Бояков открывает вечер памяти Бродского. Фото Вадима Францева
В годовщину смерти Иосифа Бродского, после вечернего спектакля «Лубянский гример», артисты Нового театра собрались в театральном зале, чтобы прочитать свои любимые стихи этого поэта, спеть романсы, написанные на тексты поэта, вспомнить его биографию.
«Бог сохраняет все. Особенно слова» – цитата из стихотворения Бродского «На столетие Анны Ахматовой» возникла из темноты. Затем на сцену вышел художественный руководитель театра Эдуард Бояков. «Бродский сразу помещает артиста в абсолютную систему координат, где нет никаких компромиссов, оговорок, оправданий. Это всегда разговор с абсолютом, с небожителем... Я просто предложил коллегам поделиться своим Бродским. Я счастлив, что мы начинаем линию, связанную с литературой, современной поэзией», – предварил он выступление артистов.
Эдуард Флеров заметил, что у каждого бывают незабываемые встречи, но самые незабываемые – это встречи с Богом: «Был момент, когда мне на глаза попалось изречение Блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Иосиф Александрович, несомненно, был тем человеком, у которого такие встречи были, иначе он не смог бы написать стихотворение «Встреча» («Сретенье»), которое я отважусь вам сегодня прочитать в первый раз публично».
В 1987 год отправила зрителей Евдокия Германова со своим курсом Школы Нового театра, фрагмент Нобелевской лекции Бродского прозвучал пронзительно: «Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней – и наиболее буквальной – формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность... Иными словами, в нолики, которыми ревнители общего блага и повелители масс норовят оперировать, искусcтво вписывает «точку-точку-запятую с минусом», превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу», – произнося последнее слово, Германова показала на изображенную рожицу на своей футболке. Вышли студенты в таких же майках, и начался пластичный перформанс.
Дарья Пашкова пропела, как «Проплывают облака» под аккомпанемент гитары Михаила Милькиса. Виталий Бобков вспомнил, что Бродский не очень любил театр, и то, что даже на спектакле «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли смог высидеть только десять минут. «Может, Бродский не любил актерский способ передачи текста, для него было важно слово как таковое. Но театр будет любить Иосифа Александровича», – поразмышлял Виталий и прочел «Храм Мельпомены». Артем Орлов первым заставил зрителей рассмеяться, читая стихотворение «Лёва Скоков хочет полететь на Луну». «Клоуны разрушают цирк» театрально представила Екатерина Дар под аккомпанемент скрипки Александра Барклянского. О судьбе «Бабочки» поведали Валентин Клементьев и Татьяна Шалковская. «Иосиф Александрович написал это стихотворение в 1972 году, накануне эмиграции. Это философское стихотворение говорит нам о том, что мир больше и сложнее, чем кажется», – сказала Шалковская. Софья Бородицкая и Эдуард Йоонас представили театральный номер, в котором гармонично сплелись «Сонет» («Мы снова проживаем у залива...»), танец и завораживающий вид из окна на ночную улицу Мясницкую. В завершение фолк-певица Таисия Краснопевцева, Максим Линников (гитара) и Андрей Березин (виолончель) исполнили песню на стихотворение «Переживи всех».
В вечере также участвовали Кирилл Клименко, Артур Ахикян, Лев Павлов, Ярослав Сродных, Виктория Тихомирова, Арсений Каримов, Светлана и Даниил Мотолыгины, Василий Слюсаренко, Татьяна Козлова и др.
комментарии(0)