Михаил Горинов-мл., Марина Сорокина. Михаил Карпович: Создатель школы американской русистики. 1888–1959. – М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2022. – 96 с. |
А до американского берега было детство в Тифлисе в семье инженера путей сообщения, историко-филологический факультет МГУ, юношеское увлечение социализмом – Карповича даже арестовывали за связь с эсерами. Первые публикации будущего классика исторической науки состоялись в журналах «Колос» и «Сельский колос», предназначенных для крестьян и сельской интеллигенции. Михаил Михайлович уже тогда чувствовал непреодолимую тягу к просветительской деятельности.
Во время войны он какое-то время работал помощником секретаря Исторического музея, был мобилизован, но на фронт так и не попал. И, как уже говорилось, в год Октябрьской катастрофы оказался в США. Там Карпович стал не только ведущим преподавателем русской истории, но и одной из центральных фигур эмиграции. Потому что долгие годы Михаил Михайлович возглавлял «Новый журнал», издававшийся в Нью-Йорке.
Для русской эмиграции «Новый журнал» был примерно тем же, чем для советских читателей «Новый мир» в те времена, когда им руководил Твардовский. Там публиковались не только «классики» изгнания, такие как Бунин или Зайцев. Журнал открыл целую плеяду имен литераторов второй волны русского изгнания, таких как, к примеру, блистательный поэт Иван Елагин. Также в «Новом журнале» состоялся ряд публикаций тех, кто не мог быть опубликован в СССР: Ахматовой, Мандельштама, Шаламова и др.
И вот теперь вышла книга историков Марины Сорокиной и Михаила Горинова-младшего. Авторы прослеживают жизненный путь ученого и просветителя, опираясь на свидетельства современников и его переписку. Много внимания уделяют трудам Карповича, таким как фундаментальная «Экономическая история Европы с 1750 г.», работам историка о Пушкине, где он пытался объяснить западным читателям все значение великого поэта.
И все же главное, что оставил в историографии этот удивительный человек, – это его лекции в Гарварде. Яркие, мощные, посвященные в основном русской общественной мысли. Он сумел издать их в США под названием «Императорская Россия. 1801–1927». Эта книга стала настольной для нескольких поколений американских студентов, посвятивших себя изучению истории нашей страны.
комментарии(0)