0
1324
Газета Печатная версия

28.12.2022 20:30:00

13 дурных прогнозов

Рассказы про мир, в котором что-то пошло не так

Тэги: проза, антиутопии, будущее, фантастика, реализм, прогнозы


проза, антиутопии, будущее, фантастика, реализм, прогнозы Человека невозможно отвадить от фантазий о будущем. Константин Богаевский. Город будущего. 1932. Киевский национальный музей русского искусства

Сборник антиутопических рассказов от 13 писателей-современников было бы уже невозможно выпустить сейчас, в конце 2022-го, – уж слишком далеко друг от друга идейно и ментально рассыпались его авторы за этот тяжелый год. Тем интереснее заглянуть в их рецепты антиутопического будущего, которое вдруг явилось раньше, чем успела выйти книга, и разом переплюнуло любые воображаемые сценарии.

49-12-14250.jpg
Время вышло: Современная
 русская антиутопия. – М.:
 Альпина Проза, 2022. – 280 с.
Авторы сборника – самого разного литературно-жанрового и стилевого происхождения от фантастики до реализма. Однако сборник, несмотря ни на что, сложился и производит вполне себе единое впечатление – зима близко, и колокол вот-вот пробьет. Свои варианты неприглядного будущего предложили писатели Андрей Рубанов, Сергей Шаргунов, Герман Садулаев, Эдуард Веркин, Александр Иличевский, Александр Снегирев, Александр Пелевин, Алексей Сальников, Дмитрий Захаров, Ксения Букша, Вадим Панов, Денис Драгунский и Алиса Ганиева (редактор «НГ-EL»). «13 рассказов этого сборника – это 13 отдельных миров, альтернативных реальностей, непохожих одна на другую: фантастические, условные, реалистичные, гротескные. Это не только современный литературный процесс в миниатюре, но и окружающий нас мир во всем своем многообразии. И будущее этого мира, в котором что-то пошло не так», – пишет в предисловии издателя Павел Подкосов.

Сборник неровный, тут и короткие зарисовки («Человек будущего» Снегирева про компост на балконе и возвращение к земле), и мудреный текст в формате стилизованных правил нового общества («Устав, регулирующий и уполномочивающий вещи и явления (выдержки)», Букша), и пародия на научно-популярную статью о новой разумной валюте, наделенной качествами жены ее создателя-математика («Выход в деньги», Рубанов), и пейзажная прозопоэзия («Сосны у медвежьей реки», Иличевский), да и сюжеты довольно разнообразны. Есть история про вирус, ускоряющий старение («Полная щитня», Шаргунов), есть постмодернистский экшен-боевик про фанатов творчества некоего советского писателя, внезапно объявленного экстремистским («Край, где сбываются мечты», Садулаев), есть печальный рассказ про инициативу муниципальных властей регулировать размер домашних собак («Сучий потрох», Захаров), и картина мира после социальной победы над олигархатом («Яхта из чистого золота», Драгунский), и почти сбывшийся экскурс в грядущее российское импортозамещение, контроль населения через соцсети – вместо всем привычной и после выхода книги и впрямь запрещенной популярной соцсети дирижирует массами отечественная «Звезда» («Министерство благополучия», Ганиева), и сюрреалистическая фантазия о герое, ублажающем игрой на рояле и чтением стихов некое искусственно выведенное загадочное животное с умными глазами, стоящее на вершине общественной иерархии («Смена», Веркин).

В общем, для нашего времени самое подходящее чтение.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
588
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
198
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
237
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
161

Другие новости