Поэты антологии, в чьем творчестве есть примеры Интегральной поэзии. |
В «Хронике» читаем: «Март 2017. VI арт-лит-фестиваль «Курский Контекст». «Школа-студия стиха» Курской областной библиотеки им. Н.Н. Асеева (основатель и руководитель школы-студии Анатолий Афанасьев, Курск). Первое обсуждение концепции Интегрального стиха, представленной Алесандром Бубновым, основателем и куратором арт-лит-фестиваля «Курский Контекст». Именно тогда Людмила Вязмитинова участвовала в мероприятии «Майские Интегральные чтения» в рамках ZOOM-проекта «В.Л.А.Б. оратории слова» как куратор вместе с Бубновым, в августе того же года была участником вторых «Интегральных чтений».
Самое трудное при чтении сборника – найти ответ на вопрос «А что же все-таки за явление И-стих?» Александр Бубнов, который к тому же является автором графики и дизайна книги, фотографии на обложке, сразу пытается ввести в суть. На четвертую страницу обложки гармонично вписывается его немного сокращенная цитата из статьи: «Интегральный стих – нерегулярный по всем компонентам стих, в котором эти компоненты (рифма, метрика, строфика и т.д.) находятся в интеграции, без явного преобладания какого-либо из компонентов». Как сказала бы, наверное, героиня фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»: «Объясните. Очень туманно». Ну, собственно, этим объяснением филолог и занимается далее.
И все-таки главные герои этой книги – поэты. Их 16, и составитель очень бережно относится к ним, несколько раз перечисляя всех авторов. Итак, в «Антологию…» вошли произведения поэтов Николая Архангельского, Сергея Бирюкова (Германия), Игоря Бурдонова, Людмилы Вязмитиновой, Валерия Галечьяна, Дмитрия Гвоздецкого, Ингрид Кирштайн, Бориса Колымагина, Николая Милешкина, Татьяны Михайловской, Марии Поповой, Vlad ПRЯхина, Елены Ткачевской, Андрея Цуканова, Ивана Чудасова, Ирины Чудновой (Китай). Подобраны стихотворения разных лет, совершенно непохожие по стилю и содержанию, и в этом также несомненный плюс сборника.
Антология Интегрального стиха: Выпуск 1 / Предисловие, комментарии, составление, общая редакция А.В. Бубнова.– Курск: ООО «Учитель», 2022. – 136 с. |
Постепенно начинаешь прислушиваться к внутреннему звуку стихотворений, колебанию ритма. Иногда останавливаешься и становишься немного философом, скажем, читая строки Валерия Галечьяна: «вишну в три шага/ пересек тленную вселенную/ я пересечь нетленную душу/ трушу». Доходишь до единственного стихотворения поэта-минималиста Дмитрия Гвоздецкого в сборнике «Памяти моего района»: «надвигается/ недвижимость». Всего два слова, но каких! А может быть, они могут стать ключом к понятию И-стиха?..
Переходишь к чтению комментариев, пытаясь разобраться. В статье Бубнова «Интегральный стих: от формы к философии» такой ответ: «…двустишие-двусловие Дмитрия Гвоздецкого (2019) выглядит как интегральные качели… Первое слово – из 5 слогов с ударением на 3-м слоге, второе слово – из 4 слогов с ударением на 2-м слоге. И контраст, и единство. Единству в данном контексте способствует именно незначительное колебание по слогам и ударениям…»
После такого объяснения, взяв на вооружение слово «качели», начинаешь читать других поэтов чуть более осмысленно, вслушиваясь в качающийся ритм строк. Например, в миниатюру Николая Милешкина 2020 года: «что за любовь: / ни детей, / ни стихов». Почти как японское хокку, это стихотворение способно вызвать грустную улыбку. Тихо грустишь и вместе с Андреем Цукановым: «Столько лет заполнял я канистры/ Невидимыми миру слезами/ Слезинка за слезинкой/ Соленые – как кислота соляная/ Пробовал на себе – так и есть…» Даже если бы в сборнике были только произведения 16 поэтов, все равно его можно было бы считать достойным внимания. Но в книге есть еще исследование, позволяющее понять новое направление в литературе. Александр Бубнов написал комментарии к каждому автору для одного или двух стихотворений. В статье он рассказывает об истории формирования понятия Интегрального стиха, анализирует «мерцающую рифму… по своеобразным вертикалям, горизонталям, диагоналям…» стихотворений Велимира Хлебникова, проводит некоторые параллели к авторам сборника, вспоминает «интегральную поэтику» Николая Гумилева, обращается к литературоведам Михаилу Гаспарову, Юрию Орлицкому.
Рисунок подтверждает: «комплексный (интегральный) анализ показывает, что И-стих может во многих случаях сочетаться как со свободным, так и с гетероморфным стихом». Иллюстрации из книги |
Статья и комментарии в книге – это, несомненно, ее остов. И в целом возникает ощущение, что «теория» и «практика», выступив в комплексе, взаимно дополнили друг друга. Конечно, людям, не искушенным в стиховедении, сложно будет вникнуть в премудрость разнообразия метров, рифмовок, внутренних рифм и тому подобного... Но все же по прочтении всех разборов начинает просверкивать истина. Как кажется, наиболее точно Александру удалось это изложить в разборе стихотворения Марии Поповой (которая вместе с Ириной Чудновой, между прочим, выступила также в качестве редактора антологии): «В стихотворении «люди что приговорены…» ярко выражено одно из главных свойств И-стиха – единство формы в контрасте длин строк. В частности, самые длинные строки акцентируют (наверное, интуитивно) рифму «ТЭЦ и/ крест свой», которая вряд ли была бы так заметна, если бы не было такого разнообразия в отношении длины строки… В целом нерегулярное чередование более длинных и более коротких строк для И-стиха весьма характерно, но… необязательно, как и многое другое в И-стихе. Потому что И-стих использует в своем арсенале если не бесконечное, то очень большое количество составляющих его приемов, компонентов… Важно еще раз подчеркнуть – все они взаимодействуют друг с другом комплексно, интегрально, с минимизацией границ между ними…»
В финале добавим, что вводная статья Александра Бубнова «На интегральном рассмотрении (вместо предисловия)» сама по себе сделана очень поэтично, насыщена цитатами и аллюзиями. И в ней мы можем найти образы, важные для понимания поэзии. Например, такой: «Когда мы говорим и подсознательно делаем паузы, чтобы набрать воздуха, не являются ли эти цезуры самыми что ни на есть естественными стихоразделами в творимой здесь и сейчас истинной стихотворной речи?» Вот вам, пожалуйста, пища для размышлений. А в самом деле, не говорим ли мы все стихами, господа?
комментарии(0)