0
2300
Газета Печатная версия

08.06.2022 20:30:00

Поэтическое зачатие

Михаила Зенкевича вспоминали в день его рождения

Тэги: поэзия, михаил зенкевич, день рождения, май, август, зачатие, мать, отец, николай гумилев, есенин, пушкин, броненосец потемкин, ленин


поэзия, михаил зенкевич, день рождения, май, август, зачатие, мать, отец, николай гумилев, есенин, пушкин, броненосец «потемкин», ленин Загадки Михаила Зенкевича не иссякают, а Сергей Зенкевич не устает о них рассказывать. Фото Галины Пономаревой

«Субботнее прочтение» – так назывался вечер ко дню рождения поэта, прозаика, переводчика Михаила Зенкевича. Его внук, литературовед и поэт Сергей Зенкевич подробно ознакомил собравшихся в Библиотеке № 204 им. Николая Гумилева с основными вехами биографии писателя, сообщив вначале, что тот появился на свет в воскресенье, 9 мая 1886 года (в 2022-м 21 мая по григорианскому календарю выпало на субботу). Тут же в исполнении филолога Татьяны Ланкау прозвучало никогда не публиковавшееся, датированное апрелем 1941-го большое стихотворение Зенкевича «Августовской ночью», где смело, но деликатно раскрыта редкая для русской поэзии XX века тема – зачатие ребенка: «Несмело-ласково отец спросил,/ Склонясь над матерью и в лоб ее целуя:/ «Дунечка, ты спишь?»/ От поцелуя/ Сонно потянулась мать моя./ И, словно выполнив желанье счастья,/ Звезда упала в бархатную тишь,/ Как золотой и юркий головастик…/ Сверчковой звездной ночью этой/ Из тьмы небытия/ Был вызван к жизни, к свету/ Я».

А когда зазвучал голос самого поэта (в аудиозаписи 1967 года), читающего свою лирику, создалось полное впечатление, что он по-приятельски заглянул на огонек к Николаю Гумилеву. Помимо собственной акмеистической классики («Свершение», «Махайродусы», «Человек») 81-летний поэт вдохновенно, по-молодому прочел более позднее стихотворение «Пушкин» («Пушкин! Пушкин! И кто его пестовал...»), которое он декламировал в июне 1924-го на литературном митинге рядом с Сергеем Есениным у опекушинского памятника Пушкину на Тверском бульваре.

Несмотря на радость жизни, торжествующую в этом и других стихотворениях, день рождения Михаил Зенкевич, по семейному преданию, широко отмечать не любил. Об этом – еще одно впервые представленное публике стихотворение, датированное 21–22 мая 1950 года, из которого сейчас уместно процитировать лишь пару строк: «И ландыши лесные, и сирень/ Со мной отпраздновали этот день». Остальные непременно дождутся другой погоды, чтобы быть напечатанными или вновь произнесенными, например: «Салют весны задорным юным громом,/ Футболом молний, грозовым изломом/ Отметил день рожденья моего,/ А больше мне не нужно ничего!»

Необычайная скромность Михаила Зенкевича, его спокойное отношение к своим открытиям и удачам на фоне завидного творческого долголетия (прожив 87 лет, он публиковался на протяжении 67) и многогранной одаренности позволили высоко оценивать его не только современникам, но и литераторам наших дней. Поэт, драматург Юрий Юрченко в своей реплике выделил в Зенкевиче стремление «не суетиться... Это такой урок большой»; затем из его уст прозвучали поздние зенкевичевские стихи «Чудо Грузии» и «С неба темного воспоминанья...».

О многом другом услышали гости мемориального вечера: о дерзких гимназических годах Михаила Александровича, который лично знал Степана Балмашева (легендарного убийцу царского министра Сипягина), а позже стал очевидцем одесского мятежа на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», о соприкосновении линии жизни поэта с родословными Владимира Ленина и Пушкина, о не изданной по сию пору драматической поэме «Торжество авиации», воспевающей подвиг американца Уилбера Райта… И в XXI веке Зенкевич продолжает удивлять.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
276
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
249
Всеобъятное небо

Всеобъятное небо

Борис Кутенков

В АСПИР прошел вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Татьяны Бек

0
207
Облака-нимбы плывут к маю

Облака-нимбы плывут к маю

Мила Углова

Наталия Лунёва увлекла «Некрасовские пятницы» авангардной поэзией

0
233

Другие новости