0
5416
Газета Печатная версия

25.05.2022 20:30:05

Утешать и согревать тела и души однопланетян

К 60-летию Михаил Сапего выпустил книгу избранных хайку, которую проиллюстрировали 20 художников

Тэги: поэзия, искусство, хайку, ленинград, птицы, юмор


поэзия, искусство, хайку, ленинград, птицы, юмор Андрей Щербак-Жуков поздравляет Михаила Сапего с премией «Нонконформизм». 2012. Фото Василисы Деюн

Сначала немного об авторе. Михаил Сапего (печатается под заковыристым псевдонимом Сапега) – поэт и издатель. Лауреат премии «Нонконформизм» 2012 года. Ему исполнилось 60. И он решил не ждать подарков от природы, а поздравил себя сам, выпустил книжку избранных хайку. Но совсем избежать подарков ему не удалось, потому что книгу проиллюстрировали его друзья и коллеги. Перечислю их всех, благо в конце книжки художники названы. Итак, Сапегу поздравили, выбрав и проиллюстрировав его хайку:

Ира Васильева

Михаил Гавричков-ст.

Михаил Гавричков-мл.

Василий Голубев

Евгений Гриневич

Ирина Дудина

Илья Кексгольмский

Николай Копейкин

Саша Овчинникова

Александр Руссов

Елена Семёнова

Виктор Тихомиров

Ольга Флоренская

Александр Флоренский

Дмитрий Шагин

Александр Шевченко

Владимир Шинкарев

Екатерина Шолохова

Алиса Юфа

Маша Якушина

Некоторых я знаю, кого лично, кого только по имени и фамилии. Некоторых не знаю. Но художники (и, судя по всему, люди) они все замечательные. Поздравили от души. Так и надо. Между прочим, данная книжка – уже 308-я по счету. Вот что пишет о своей годовщине, о причастности к празднику, «о времени и о себе» автор. Вот что он желает друзьям и читателям, знакомым и незнакомым:

18-9-2480.jpg
Щелкает клювом ворона
(рисунок Михаила Гавричкова-мл.).
«В день, когда Михаилу Сапего – фрезеровщику одного из ленинградских военных заводов, исполнилось 60 лет, мне (его внуку) Мише Сапего было только шесть. Тем же вечером в нашей квартире на Московском проспекте собралось множество разновозрастных мужчин пролетарской принадлежности – друзей, коллег по цеху, бывших фэзэушников, собутыльников – они провожали деда на пенсию. И так уж вышло, что это событие стало моим первым (и на всю жизнь) бесценным воспоминанием. Но воспоминанием не в плане того, что стояло на столе или какие слова звучали в адрес юбиляра, а тем, что мне чудесным образом открылось чувство причастности к празднику! Пусть даже такому скромному, как в тот вечер! И, помню, я буквально возликовал! Клянусь, в тот миг я был счастлив!.. К чему это я? – а просто потом прошло много лет, и однажды, увлекшись не на шутку средневековой японской поэтической традицией, я наткнулся на некое тамошнее базовое понятие, смысл которого в переводе на русский сводился к чему-то вроде: «любовь к любви»... или же «вера к вере»... а может – «радость к радости»... И тогда память вмиг вернула мне тот первый мальчишеский кайф, когда бывает здорово от того, что здорово другим! И это до сих пор сильно помогает мне и спасает даже! Чего и вам желаю!»


18-9-3480.jpg
Если б знали вы (рисунок Дмитрия Шагина).
Иллюстрации из книги
А вот что пишет издатель Сапего: «…По слухам, еще великий кормчий Мао уверял, что мужику отмечать день своего рождения пристало лишь раз в жизни и лишь в 60 лет. Так ли это?.. Может, и так – не суть... А суть в том, что доняла уже Сапегу вся эта тоска кругосветная, помноженная на пару последних ковидных лет... а тут еще и война! Что было делать?.. Стишков в последние годы почти не вылавливаю, а предъявить общественности нечто незамысловатое хотелось. Так родилась идея с «Избранным». Вообще-то «Избранное» – словцо нездоровое и несет в себе клиническую информацию об авторе, решившемся на такое название для своей книжки. Но я, по ходу, вывернулся! – взял да и предложил двадцати замечательным художникам самим «избрать» хайку для иллюстраций. И, по-моему, получилось клево! Спасибо вам, мои дорогие!»

Я, разумеется, с Сапегой не соглашусь. «Избранное» – нормальное слово, хорошее. Хотя, наверное, да, не всегда следует доверять автору, иногда лучше, когда выбирают другие. Например, художники, которые часто не только художники, а еще и не менее замечательные писатели.

Но мы поздравляем сейчас Михаила Сапего, нашего автора, нашего лауреата, нашего товарища. Не скрою, горжусь тем, что одна из моих книжек вышла в его издательстве – «Красный матрос». Ага, такая вот вкусовщина, групповщина и литературная община.

Времена не выбирают, даже тяжелые, тем более что других нам как-то не попадается, так что остается одно: возликовать. Возликовать, радуясь каждому дню, каждой травинке, каждому вздоху зимы и лета, каждому комариному укусу. Сапего не только писатель и издатель, матрос и мыслитель, он еще и ценитель-герой:

музыка!..

взялся на трезвую Шнитке 

послушать –

не сдюжил.

18-9-1250.jpg
Сапега. LX. Избранное.
– СПб.: Красный матрос, 2022.
– 128 с.
Ничего страшного, уважаемый коллега, не сдавайтесь, поступайте, как учат классики: бороться и искать, найти и спасаться бегством. Одолеете вы и Шнитке, говорят, он, как и, например, Чайковский, «заядлый композитор». (Цитирую сейчас поэта Иртентьева, которого тоже надо поздравить: юбилей, 75 лет!).

Сам ли Сапего такой или таков был выбор иллюстраторов, но в книжке получилось немало хайку про птиц:

на подоконнике

голуби гадят... –

красавцы

Или:

Санкт-Петербург...

а в моем Ленинграде

не было столько ворон…

Не оставляет он и вниманием прочих наших меньших братьев. Всюду у него: стрекоза, мухи, собаки (собак тоже много). Например, еж:

из палисадника

на огонек

еж соизволил прибыть…

Или мотылек:

транзитом на ладонь

садится мотылек... –

милости просим!..

Сам поэт (ну мало ли, жизнь-то у нас, сами знаете, какая) может быть и не очень добрым, но стихи его все равно должны приносить хоть какую-то радость, а не только печаль и слезы. Не зря пишет Сапего:

каждому встречному

хвостиком машет щенок:

искренне ваш... искренне 

ваш…

Да, господа, наблюдатель наблюдает, обозреватель обозревает, Сапего же зачарован:

брачными играми мух

зачарован –

что вытворяют!..

И он весь такой. И всегда. А как иначе? Все вокруг мало того что страшное и опасное, оно еще и непонятное. Вот и приходится все делать самому: объяснять и успокаивать. Утешать и согревать тела и души однопланетян. Сапего, наверное, и к инопланетянам отнесся бы с симпатией, но где они?..

А вот, кстати, настоящий художественный рассказ, где есть все: завязка, развитие действия, кульминация и развязка:

шел по грибы,

а вернулся с рыбалки...

сельская жизнь

Поэт Сапего везде найдет то, чем можно восхититься, чему можно удивиться. С чем его и всех нас, разумеется, поздравляем. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
497
Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
465
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
533
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
951

Другие новости