0
3294
Газета Печатная версия

11.05.2022 20:30:00

Наука видеть

В каждом произведении Кузьма Петров-Водкин говорит о вечности

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард.

Тэги: история, искусство, петровводкин, иконы, наука


16-14-2480.jpg
Искусство всегда служит вечной правде. 
Кузьма Петров-Водкин.  1919 год.
Тревога. 1934. Русский музей
«Законченное произведение, воспринимаемое зрением, не требует никаких дополнений либо иллюстраций к самому себе», – так писал Кузьма Петров-Водкин, один из самых гениальных живописцев не только России, но и, вне сомнения, мировой художественной культуры.

Однако он считал, что картины должны свидетельствовать сами за себя, целые школы искусствоведов продолжают разгадывать его полотна, знаки и символы, которые он оставил нам. В его работах справедливо видят традиции иконописи, которых он придерживался. Даже, к примеру, выписывая женщин в революционном Петрограде. Специалисты называли также влияние вывесок русских приволжских городов. А некоторые картины заставляют вспоминать об изысканности модерна или ярости французских фовистов. Но одно несомненно – в каждом своем произведении художник говорит о вечности, о каком-то космосе, который присутствует в нашей жизни. И всегда в центре его творчества была Россия.

И при всем том мастер оставил очень много размышлений о себе, о мире и роли в нем искусства, о методике написания картин. Он вел дневники, математически выверенно обдумывал картины, оставляя об этом записи в заметках и статьях. В советское время много выступал перед различными аудиториями, объясняя логику создания произведения. И всегда перед ним был план того, что он собирался донести собравшимся. Недаром один из его докладов, излагавших основы его взглядов, назывался «Наука видеть».

«Для человека нет в человеке врага; один для другого – это зеркало его собственных бурь и страстей, раздумий и нежности, оба плечом к плечу пробивают совместными усилиями забронированную тайну природы», – писал он.

16-14-11250.jpg
Валентина Бородина.
К.С. Петров-Водкин. Новая
оптика для коллектива Земли. –
Хвалынск, 2021. – 388 с.
Именно так. В его фантастических полотнах невероятная картина величия космоса и человеческой жизни всегда сочеталась с какой-то удивительной нежностью к своим героям. Дело в том, что мастер долго вырабатывал свою систему мировоззрения, свою философско-теоретическую концепцию. Им была создана своя художественная шкала организации всего пространства, всей сферы на картинах по принципу наклонной перспективы. Он считал, что именно это создает такой поистине планетарный масштаб его работ.

Во многом истории создания этого метода, творческих поисков Кузьмы Сергеевича и посвятила свою книгу Валентина Ивановна Бородина. Она служит Петрову-Водкину, служит в прямом знамении этого старинного русского слова. Заведующая Хвалынским художественным мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина, душа множества семинаров, научных конференций, автор ряда статей в буклетах и сборниках, посвященных великому мастеру. А еще она много пишет о истории Хвалынска, родины Кузьмы Сергеевича.

Итак, перед нами большая, прекрасно изданная со множеством иллюстраций книга, первая часть которой отдана проникновению в суть творчества мастера, становлению его неповторимой манеры видения мира. Все это основано на многочисленных цитатах из писем и книг самого художника либо на свидетельствах его современников.

И, конечно, событием в искусствознании стал второй раздел этого издания: «К.С. Петров-Водкин. Теоретическое наследие мастера». Здесь его статьи, стенограммы выступлений, где он дотошно объясняет, почему он писал так, а не как-то иначе. Да и названия самих работ – «Живопись как ремесло», «Декоративность и психологизм», «Письма об искусстве», «На рубеже искусств», «Письма о живописи и об искусстве вообще» – говорят сами за себя. Причем автор проделала огромную работу, проанализировав архив художника, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства, и представив ряд материалов Петрова-Водкина впервые.

«Искусство всегда выводит жизнь из тупиков «настроений» и «мод», служит вечной правде», – писал Кузьма Сергеевич. Остается только еще раз сказать спасибо всем, благодаря которым в родном городе мастера вышла эта замечательная книга, позволяющая во многом приблизиться к тайнам великого мастера.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
910
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
2176
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
1695
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
1063

Другие новости