0
1632
Газета Печатная версия

13.04.2022 20:30:00

Ждут нас новые россыпи

От Еврипида и Софокла до «певца рабочего класса» Олега Куваева

Тэги: проза, кино, история, ссср, театр


проза, кино, история, ссср, театр Куваевской «Территории» все же повезет в кино: в 2014 году ее снимет режиссер Александр Мельников. Кадр из фильма «Территория». 2014

Если бы профессиональные интересы историка литературы Вячеслава Огрызко были не столь разнообразны, можно было бы предположить, что и творчество Олега Куваева (1934–1975), и сам Куваев занимают в жизни этого исследователя исключительное, доминирующее место. Дело не в количестве написанного им о Куваеве, а в интонации, с которой написано. Интонация «личная». Так бывает, когда исследователь ловит себя на соответствиях, на сходстве, может быть смутном, с объектом исследования.

Кое-что роднящее их точно есть. Это манера работать: оба (по выражению О.К.) «вламываются в работу, как танк в березки». В Куваева Огрызко точно «вломился». Его книга производит впечатление на всякого, кто более или менее специально занимался творчеством автора «Территории». Но первый, кого бы удивил этот «Указатель», был бы сам Куваев. Он о себе столько не знал.

Труд исчерпывающий. Задокументирован почти каждый шаг О.К.: вот его письма, письма к нему; вот чуть ли не стенограммы его разговоров с чужими и своими; вот справки на тех, с кем общался или не хотел; вот список тех, кто писал рецензии; перечень написанного им – литературных произведений, статей, просто пометок в записных книжках; список экранизаций и театральных постановок…

Биографический очерк о своем герое Огрызко обозначил как «Конспект судьбы», а на корешке книги напечатал еще одно ее название, неофициальное: «Путеводитель по Олегу Куваеву». И в этом соль. Такая «территория», как О.К., нуждается в проводнике.

И хотя сам проводник Огрызко по поводу героя почти не высказывается, но сюжет (а куда же без него? Пусть даже это и биобиблиографический указатель), повторю, но сюжет книги выстраивает изощренно. Грамотное чередование пиков внимания, цепкие подробности; смена событий линейная, но сами события стрессовые: то мытарства, то неудачи, а в паузах – ожидание неудач. Не нагнетание, но описание атмосферы, в которой созревал настоящий писатель. И неважно уже, сам ли читатель делает вывод или к нему подводит автор. Этот вывод – ответ на вопрос: как Куваев, автор хороших рассказов и повестей (кое-кто в то время писал и получше), как бы ни с того ни с сего написал вдруг «Территорию» – шедевр чистейшей пробы? Не было у Куваева ни одного «промежуточного» произведения, в котором угадывался бы будущий автор «Территории».

И ответ на второй вопрос: почему не сложилась у «Территории» судьба ни в кино, ни в театре? Не давалась она ни режиссерам, ни драматургам со сценаристами, ни актерам. Ответ в переписке Куваева с завлитами, редакторами, режиссерами. Полюбопытствуйте, о чем говорилось на обсуждении в театре «Современник». Куваева трактовали только и исключительно как певца рабочего класса. Идеология нам мозги загадила, а Куваева сделала, по поговорке, маленьким, как сидячая собачка. И как результат – ни одного умного фильма по Куваеву, ни одного спектакля…

А какой он рабочий?! Куваев – огромный. «Территорию» (если речь о драматургии) надо описывать в границах мира от Еврипида и Софокла до Куваева. То же напряжение отношений между героями, та же вольтова дуга между сценой и залом. Куваевской «Территории» все же повезет в кино: в 2014 году ее снимет режиссер Александр Мельников. Этот факт вошел в книгу Вячеслава Огрызко.

Хронология «биобиблиографического указателя» не завершается смертью автора. Новейшая информация датирована 2021 годом – годом выхода издания. Безусловно, исследовательская работа будет продолжена в новых форматах. Есть возможность внести вклад в этот интересный процесс. Вот информация сразу для двух разделов «указателя»: «Спектакли по произведениям О.М. Куваева» и «Стихи, посвященные О. Куваеву».

13-15-12250.jpg
Вячеслав Огрызко. Жить надо
достойно: Олег Куваев: Краткий
биобиблиографический
указатель (с приложениями). –
М.: Литературная Россия,
2021. – 512 с.
Радиоспектакль «Птица капитана Росса». Магаданский областной комитет по телевидению и радиовещанию, начало 80-х годов.

Сценарий – Александр Черевченко.

Режиссер – Тамара Старунова.

В спектакле заняты артисты Магаданского областного театра им. Горького.

Стихи Александра Черевченко «Последний маршрут» (цитируются по тексту радиопередачи «Северное сияние». Магаданский областной комитет по телевидению и радиовещанию, 1977 год, 12 марта):

Старый товарищ

упал на песок – я его сон

сторожил.

Как ожигающий спирта

глоток, отдых он свой

заслужил.

Сны досмотри забытые.

Спи, мой товарищ, спи.

Ждут нас еще не открытые

новые россыпи.

Старый товарищ, ведь ты

не слабак! Ветры

зовут трубя.

Но почему не растает

никак снег у тебя на губах?

Встал обелиск со звездой

жестяной. Стих

револьверный салют.

Вот и закончился путь

твой земной, твой

многодневный

маршрут.

Под невесомым инеем спи,

мой товарищ, спи.

Мы назовем твоим именем

новые россыпи.

«Путеводитель по Олегу Куваеву» задает вектор поиска для будущих исследователей творчества писателя. Находки на этом пути неизбежны. Ретроспективные, конечно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1123
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
410
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
503
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
419

Другие новости