0
6739
Газета Печатная версия

09.02.2022 20:30:05

Повыше пупа, пониже печени

О цензуре и одном знаковом предсказании к 185-летию со дня смерти Пушкина

Тэги: пушкин, цензура, сказки, обсценная лексика, мат, василий жуковский, сказка о золотом петушке, сказка о попе и работнике его балде, болдино, руслан и людмила, эротика


5-9-1480.jpg
Сказки Пушкина написаны во время его
наездов в Болдино.
Ольга Лобанова. Пушкин. 1998
За редактированием антологии завязалась оживленная дискуссия – как маскировать матерные слова, которые, переиначивая пословицу, из стихотворения не выкинешь. Заменять несколько букв звездочками (точками) и оставить первую? Или оставить первую и последнюю? Или вообще все заменить звездочками, «запикать», так сказать, а читатели (искушенные же!) догадаются сами исходя из рифмы? Или же оставить матерные слова и «закатать» книгу в целлофан с грифом «Содержит бранную лексику»? Но тогда читатели не смогут ее смотреть, листать. В общем, проблема. А помнится… еще лет шесть назад в нашем же приложении был большой материал про обсценную лирику Михаила Лермонтова, и там было полно цитат с первыми буквами и со звездочками.

Вопрос – что поменялось за эти годы? Конечно, споры о правомерности использования мата в печати ведутся огромное количество времени и к какому-то определенному результату так и не привели (и скорее всего не приведут). Но с чем, позвольте спросить, связаны эти внезапные всплески глупой и ханжеской цензуры, зачеркнуто, пуританства? Когда еще в юности читали красненький с золотым тиснением том Александра Сергеевича Пушкина, день памяти которого отмечаем 10 февраля, всегда ведь было жутко интересно – а что кроется за загадочными отточиями? И ведь были такие товарищи, которые возмущались и карандашиком подписывали недостающее…

А потом – это уже наступили разгульные 90-е, ветер свободы и всякое такое – можно уже было вволю читать, допустим, «Русский эротический фольклор» в издании «Ладомира», где все было названо своими именами. А иначе, в общем-то, пропал бы смысл издания такой книги. Да и сейчас, собственно, таскаясь по диким сайтам интернета (в тех же соцсетях), можно спокойно отыскать произведения с употреблением обсценной лексики. Весь цимес в том, кто и как ее использует. Талантливые писатели делают это изысканно и виртуозно, неталантливые – пошло и вульгарно. К последним относятся те, про кого пел Майк Науменко в знаменитой песне: «Кто не может связать двух слов, не ввязав между ними ноту «ля»?»

Впрочем, есть время гайки закручивать, есть время – ослаблять. Все подчиняется некоему волновому процессу (даже на анекдотичном уровне, касаемо российских правителей: лысый, волосатый, лысый, волосатый, снова лысый). Цензура, жестокая ли, либеральная ли, существовала во все века. Пушкин был в физическом смысле жертвой Дантеса, а в плане своих произведений – жертвой цензуры, хотя и – высокая честь – его личным цензором был сам император Николай II. Кстати, можно ли сегодня представить, чтобы президент был личным цензором первого в России поэта? Задумаешься. Да и кто, кстати говоря, сегодня этот первый поэт? Про которого правитель мог бы сказать: «Знаешь ли ты, что сегодня я говорил с умнейшим человеком России?»

Так вот, продолжая разговор о цензуре. «Драконили» не только взрослые стихи, но и сказки Пушкина. Впрочем, по-хорошему, сказка – это как раз то художественное пространство, где можно метафорично выразить свое отношение к религии и власти. «Сказка – ложь, да в ней намек,/ добрым молодцам урок!» Эти две последние строки пятой, последней и совсем не детской «Сказки о золотом петушке» были запрещены цензурой, как и несколько других строчек («И кричит: «Кири-ку-ку./ Царствуй, лежа на боку!» и самое крамольное – «но с царями плохо вздорить»).

Переиначить эти строки так и не удалось самому Пушкину, и «Сказка о золотом петушке» долго печаталась просто с пропуском этих «крамольных» мест. Но, в общем-то, если даже и не иметь в виду подобную «крамолу», Пушкин и так довольно ехидно и жестко расправился в сказке с царем:

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился... и в то же время

С колесницы пал Дадон –

Охнул раз, – и умер он.

«Сказка о золотом петушке» была последней из пяти сказок поэта. И все они были написаны во время трех его наездов в Болдино в 1831–1834 годах, то есть на творческом взлете. Все сказки переписаны набело рукой самого Пушкина, и везде проставлена точно дата окончания (так, для «Золотого петушка» это «Болдино, 20 сент. 1834, 10 ч 33 м»).

5-9-2480.jpg
А кто сегодня, кстати, первый поэт в России?
Ольга Лобанова. Качели. 1998
Сложная судьба была и у «Сказки о попе и работнике его Балде». Пушкин понимал, что она не может быть напечатана ни при каких условиях, и тем не менее оставил до конца доведенный беловой автограф. Друг и «побежденный учитель» Василий Жуковский делал все возможное для публикации неизвестных читающей публике произведений (а это была одна треть его наследия). В частности, эта сказка в 1840 году была опубликована в журнале «Сын отечества», но при этом «поп/ Толоконный лоб» был везде заменен на «купец-остолоп». Появилась соответственно купчиха и купеческая дочь. В подлинном же виде эта сказка была опубликована только в 1882 году, то есть через полвека. Первоисточником же для «Балды» было устное народное творчество, где к попам относились без всякого пиетета.

А поп, завидя Балду,

вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы

требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

Сказки Пушкина (хотя они и не совсем детские) сопровождают нас с младых ногтей. Достаточно вспомнить великую сказочную поэму «Руслан и Людмила». Все это позже претворялось в оперы, балеты, а теперь и в мюзиклы. Но к пяти сказкам следовало бы добавить еще одну. Она была бы первой по времени, но осталась незаконченной еще в 1930-м. Пушкин к ней больше не возвращался, остался только черновик: в нем есть спорные и совсем нечитаемые строчки. Поэтому и в наше время эта сказка (с названием по первой строке либо «Сказка о медведихе») печатается в полных и академических собраниях сочинений, а широкому читателю остается неизвестной. А зря, ибо в этой сказке можно при желании усмотреть некое завуалированное предсказание гибели поэта.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой

зорюшки,

Что из лесу, из лесу

из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками

медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

5-9-3480.jpg
«Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул
из мешка Золотого петушка».  Иван Билибин.
Иллюстрация
к сказке «Сказка о золотом петушке»
А по лесу в это время ходил мужик с рогатиной. Медведица заслонила своих трех медвежат, встала на задние лапы и заревела (кстати, вот вам в конце пример обсценной лексики):

– Ах вы детушки,

медвежатушки,

Перестаньте играть,

валятися,

Боротися, кувыркатися.

Уж как знать на нас мужик идет.

Становитесь, хоронитесь

за меня.

Уж как я вас мужику не выдам

И сама мужику... выем.

Но все кончилось, увы, печально. Медведиха получила удар рогатиной «повыше пупа, пониже печени» и упала замертво. Зато:

Вот тебе, жена, подарочек,

Что медвежия шуба

в пятьдесят рублев,

А что вот тебе другой

подарочек,

Трои медвежата по пять

рублев.

Дальше медведь-отец узнает о своем горе, места не находит, плачет о своей медведихе. Звери со всего леса сбегаются, чтобы утешить его. И сказка обрывается на перечислении этих гостей на поминках: здесь и волк-дворянин, и белочка-княгинюшка, лисица-подъячиха и целовальник-еж. В них слышны уже говоры народных сказок няни Арины Родионовны. И возникает интересный вопрос – не предвосхитил ли Пушкин свою судьбу в этой медведихе как раз в самом начале нового своего болдинского литературного и семейного взлета и поэтому не стал заканчивать первую свою сказку?

Да уж, сказка ложь, да в ней намек. Где-то намек (на жестоких правителей и священнослужителей), а где-то, возможно, и предсказание…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Вера Цветкова

Фестиваль "Дух огня" стал крупнейшей в России международной площадкой кинематографических дебютов

0
616
Фавориты супертурнира в Карлсруэ пока держатся в тени

Фавориты супертурнира в Карлсруэ пока держатся в тени

Сергей Макарычев

Марина Макарычева

Магнус Карлсен и Дин Лижэнь на старте пропустили вперед румынского гроссмейстера Рихарда Раппорта

0
660
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1653
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
581

Другие новости