0
4232
Газета Печатная версия

29.12.2021 19:47:00

Концепции года. Без кавычек и манифестов

Холин, Сапгир и Лимонов на контурной карте барачной эстетики

Тэги: москва, андеграунд, литературоведение, лианозовская школа, барачная поэзия, конкретизм, всеволод некрасов, игорь холин, генрих сапгир, эдуард лимонов


49-14-16250.jpg
«Лианозовская школа»: между
барачной поэзий и русским
конкретизмом / Под ред.
Г. Зыковой, В. Кулакова,
М. Павловца.– М.: Новое
литературное обозрение,
2021. – 840 с.
Прошло 60 лет, наступило время не то чтобы осмысления – осмысление, конечно, началось раньше, – а уже литературоведческой структуризации и подробной аналитики неподцензурных литературных процессов и практик, бытовавших в Москве конца 1950–1960-х годов. Поэтому книга «Лианозовская школа» – значительнейшее событие в мире литературоведения. Составители пишут, что они «прежде всего ориентировались на опыт подготовки и выпуска тома «Неканонический классик», посвященный наследию Д.А. Пригова, а также другого подобного издания – «Это просто буквы на бумаге… Владимир Сорокин: после литературы». И это замечательно: получается, опыт первых исследований русского концептуализма побудил к «археологическим раскопкам» середины XX века и стремлению к пониманию – откуда ноги растут.

Увесистый том посвящен всестороннему исследованию такого явления, как «Лианозовская школа». До сих пор у исследователей возникает вопрос, заключать ли это словосочетание в кавычки. И это неудивительно – ведь сформировавшаяся вокруг «отца» и «мэтра» Евгения Кропивницкого литературная группа, в которую входили Всеволод Некрасов, Игорь Холин, Генрих Сапгир, Ян Сатуновский, Михаил Соковнин, Эдуард Лимонов и др., изначально не мыслила себя именно «литературной группой» или течением, не создавала манифестов. Очень нечасты (учитывая жесткую советскую цензуру) были появления лианозовцев и статей о них в печати. По сути, это была просто живая общность творческих людей – по большей части поэтов и художников, – близких по духу. Но… со временем контур на карте проявился, и стало ясно, что барачная эстетика «Лианозовской школы» перекликается с немецким конкретизмом: то есть схожие литературные тенденции возникли в разных странах и языках независимо друг от друга. В статье Михаила Павловца «Лианозовская школа» и «конкретная поэзия» читаем о зарождении явления, автор рассматривает «русский конкретизм» в контексте европейской «конкретной поэзии». Чешская славистка Алена Махонинова исследует творчество лианозовцев в плане преодоления неофициальной культурой железного занавеса. Литературовед Данила Давыдов рассматривает черты примитивной эстетики, которая по-разному проявлялась у каждого из лианозовцев. Непосредственно о Кропивницком и городском фольклоре барачной среды написал итальянский славист Массимо Маурицио. Александр Житинев исследовал конструктивные принципы прозы Игоря Холина, Татьяна Семьян – сюрреалистическую поэтику прозу Генриха Сапгира, Наталия Азарова – визионерскую природу его таланта. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Москве огнетушитель предлагают сделать модным элементом интерьера

В Москве огнетушитель предлагают сделать модным элементом интерьера

Татьяна Астафьева

Столичные спасатели призывают горожан активнее использовать противопожарные извещатели и просят не жарить шашлыки на балконах

0
1242
Про Москву далекого детства

Про Москву далекого детства

Алексей Портанский

Можно ли одновременно сохранять старину и решать назревшие градостроительные задачи

0
1258
Москвичам доступны бесплатные тренировки в разных форматах

Москвичам доступны бесплатные тренировки в разных форматах

Елена Крапчатова

Горожане могут заниматься спортом и на площадках у дома, и в парках, и в своих квартирах

0
2667
«Эй! Бей! Турумбей!»

«Эй! Бей! Турумбей!»

Юрий Юдин

Без всяких скидок на возраст: Аркадий Гайдар и его романтические герои

0
2873

Другие новости