0
1687
Газета Печатная версия

15.12.2021 20:30:00

Гламур выжигает дух

Оцифрованная жизнь видится поэту фальшивкой, симулякром, мертвечиной

Тэги: ссср, цифровизация, бам, афган, зил, лимпопо, крейсер аврора, эскапизм, айти, ирония, гламур


47-14-12250.jpg
Василий Мурзин. Обнуление:
Стихотворения.– М.: Изд-во
«У Никитских ворот», 2021. –
120 с. (101 поэт XXI века).
Перед нами – новая книга Василия Мурзина. Не сборник стихов, а именно поэтическая книга, очень цельная с точки зрения содержания, стиля, но разнообразная по звучанию.

Оригинальный ритмический и графический рисунок, импрессионистическая эмоциональная палитра, яркие смысловые акценты и метафорическая смелость – вот, пожалуй, основные черты поэтики Мурзина.

Очевидна работа автора с реминисценциями – вплетеные в канву поэтической ткани намеки и неявные цитаты расширяют границы книги. Очень богат подобными отсылками цикл «Времена года».

Но все же главное в поэтике Мурзина – богатая образность. Поэт сплетает из сложных, многоуровневых метафор тонкую паутину смыслов и ловит в нее сознание читателя, обманывая ожидания: вроде стихотворение было об одном, а оказалось – совсем о другом… Возникает интересный парадокс восприятия.

В числе волнующих Мурзина тем – осмысление советского наследия как самой ушедшей эпохи, так и всего, что еще осталось от нее в нашем настоящем. Надо отдать должное лирическому герою: он занимает здравую, взвешенную позицию и смотрит на ситуацию трезво, без чрезмерных восторгов, но и без намеренного очернения. Крушение огромной страны воспринимается им как трагедия, которую необходимо переболеть, изжить, словно глубокую психологическую травму, чтобы иметь возможность двигаться дальше.

Потом был БАМ,

А потом – Афган,

Потом генеральные умирали,

К гробам протоптали тропу,

И забыли дорогу назад,

И попали в капкан.

С другой стороны, его острый, иронично настроенный ум не может не замечать множества недостатков системы, множества нелепостей – преимущественно на бытовом, самом заметном и самом важном для обычного человека уровне. Стихи Мурзина населяют персонажи – обломки советской эпохи, знакомые каждому современнику: сантехник, ведущий политические разговоры («Систему нужно менять./ Нужно менять систему!»), мужик, несущий яйца в авоське, как символ обывателя. Гротескный образ столкновения этого замученного «мужика с авоськой» и крейсера «Аврора», доведенный автором до абсурда, возвращает нас к теме противостояния интересов человека и государства, личного и общественного. Вообще стоит отметить, что гротеск – один из любимых приемов Мурзина, поэтому многие его стихи трагикомичны. Яркий пример – стихотворение «Можно ли уехать в Лимпопо на «ЗИЛе»?», где сквозь историю о невероятных приключениях водителя, выехавшего с московской овощебазы и угодившего в Африку, проявляются чудовищные картины неустроенности, бесприютности, пустоты существования. Работа, водка, телевизор да рыбалка – вот до каких пределов сузилась бескрайняя вселенная для маленького человека.

Впрочем, и в «дивном новом мире», наступившем после перестройки, тоже хватает таких «потерянных» персонажей. По преимуществу это люди, убежавшие от реальности в виртуальный мир. Этому нездоровому эскапизму посвящено не одно стихотворение: «Человек, уткнувшийся в экран», «Я спросил айтишника на досуге» и другие. Вообще тема тотальной цифровизации тоже очень глубоко затрагивает лирического героя Мурзина. Оцифрованная жизнь видится ему фальшивкой, симулякром, мертвой материей:

Аналоговое или цифровое?

Нажмите клавишу

от одного до пяти.

Живое или неживое –

Как нам ответ найти?

Оружием Мурзина против мертвечины становится поэзия: ироничные стихи изобличают ложь общества потребления, а нежная лирика оберегает главные ценности подлинной жизни: любовь, искусство, природу. В некоторых стихах отторжение лирического героя от чуждой ему фальшивой действительности достигает пика, и единственным выходом кажется обнуление. Эта метафора недаром вынесена в название книги. Начать с самого начала, с нуля, с чистого листа. Переписать не только свою историю, но и историю всего человечества – начисто, так, чтобы люди никогда не попались в эту ловушку, не отказались от жизни и высшего человеческого предназначения, которое явно заключается не в «постах» и «лайках»… Если это невозможно в реальности, то в поэзии – возможно. Потому лирический герой Василия Мурзина неоднократно возвращается к этой идее:

Нам некуда больше идти,

Гламур выжигает дух,

Вагончик метро идет в тупик,

Чем глубже выдох,

Тем меньше вдох.

Нам некуда больше спешить,

Течение обратилось вспять.

Я в реку войду, я хочу уплыть

В детство

И с нуля начать!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
764
В смирненькие уже не гожусь

В смирненькие уже не гожусь

Вячеслав Огрызко

Исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

0
1078
Материаловедение Павла Флоренского

Материаловедение Павла Флоренского

Владислав Дмитриев

Как рождалась одна из важнейших отраслей современной науки

0
1228
Террористы "Талибана" получили послание в виде громкого убийства

Террористы "Талибана" получили послание в виде громкого убийства

Андрей Серенко

Влиятельный функционер группировки мог погибнуть в результате операции пакистанских спецслужб или борьбы за власть в Афганистане

0
1585

Другие новости