0
2313
Газета Печатная версия

08.12.2021 20:30:00

Юбилеи классиков в автографах и редких изданиях

Библиофилы говорили о Достоевском и Некрасове

Тэги: библиофилы, книги, автографы, иллюстрации, раритеты, коллекции, сеславинский, некрасов, достоевский


библиофилы, книги, автографы, иллюстрации, раритеты, коллекции, сеславинский, некрасов, достоевский Михаил Сеславинский демонстрирует «Современник» с пометками Некрасова и Панаева. Фото Андрея Багрянского

В череде юбилейных мероприятий, приуроченных к 200-летию со дня рождений Федора Достоевского (1821–1881) и Николая Некрасова (1821–1878), отметился и клуб «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ). В его штаб-квартире состоялось 120-е заседание, посвященное редким изданиям и автографам этих писателей.

Первым выступил главный редактор журнала «Невский библиофил» Андрей Дорошин, рассказавший о первой и единственной иллюстрированной прижизненной публикации рассказа Достоевского «Ползунки» в «Иллюстрированном альманахе» (1848), издателями которого были Николай Некрасов и Иван Панаев. Рисунки к нему выполнил Павел Федотов. Сам альманах встречается достаточно редко, а с полной сюитой гравюр почти не находим. Не менее любопытным был его рассказ об экземпляре книги литературного критика Акима Волынского «Достоевский» (1906) со следующим инскриптом: «Книга эта написана давно. Решайте же сами, просмотрев ее во дни печали и мрака, лишилась она или не лишилась интереса для современного читателя. Во всяком случае, делаю эту надпись на этом экземпляре с чувством старой к вам дружбы. 17 ноября 1921 года. Дом искусств».

Председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков продемонстрировал два экземпляра издания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1928) с иллюстрациями Алексея Рыбникова, гравированными Николаем Павловым. Первый – это обычный экземпляр, а второй – особый экземпляр в издательском картонаже, с торшонированным обрезом, происходящий из собрания почитаемого всеми библиофилами искусствоведа и коллекционера Алексея Сидорова. Однако наибольший интерес у собравшихся вызвал один из чудом сохранившихся экземпляров этой поэмы, планировавшейся к выходу в издательстве Academia в 1937 году, но так и не вышедшей по причине прекращения его существования. Красивые цветные иллюстрации к ней выполнил Сергей Герасимов.

Директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев напомнил о коллекции прижизненных изданий Достоевского, находящихся в фондах библиотеки, куда попало собрание Анны Григорьевны Достоевской – второй жены писателя. Кроме того, он рассказал, что на прошлой неделе на историческом здании библиотеки была установлена мемориальная доска, на которой написано, что Достоевский неоднократно бывал здесь у своих родственников Куманиных, владевших усадьбой в 1828–1868 годах.

Председатель НСБ Михаил Сеславинский выступил в завершение заседания. Лацкан его пиджака украшал значок с портретом и цитатой из классика «Тварь я дрожащая или право имею?». Доклад состоял из двух частей. В первой части он продемонстрировал книги с дарственными надписями и инскриптами, а во второй – редко встречающиеся издания писателей. Наибольший интерес у библиофилов вызвало первое отдельное издание романа «Бесы» (1873) с автографом автора. Сеславинский кратко рассказал об адресате инскрипта, но решил мимоходом не раскрывать все подробности, чтобы опубликовать их в будущем в специальной статье. Продемонстрировал он и книги с дарственными надписями Некрасова. Среди них – автограф, адресованный библиофилу и библиографу Петру Ефремову на втором издании «Стихотворений» (1861), и два автографа, адресованных Михаилу Салтыкову-Щедрину и представительнице московского купеческого рода Софье Боткиной на четвертом издании «Стихотворений» (1864). Также были представлены два номера журнала «Современник» за 1847 год с пометками его издателей – Некрасова и Панаева – на обложках.

Во второй части доклада Михаил Вадимович продемонстрировал первую книгу поэта, которой он остался недоволен, из-за чего скупал и уничтожал поступившие в продажу экземпляры. Называлась она «Мечты и звуки. Стихотворения Н.Н.» (1840) и была большой редкостью уже в середине XIX столетия. Также были представлены редко встречающийся альманах «Статейки в стихах» (1843) и роман «Три страны света» (1848–1849), написанный Николаем Алексеевичем в соавторстве с его возлюбленной Панаевой (псевдоним Анны Панаевой – Станицкий). Также были показаны два культовых малотиражных библиофильских издания произведений Достоевского, изданных во Франции, – роман «Братья Карамазовы» (1929) с иллюстрациями Александра Алексеева и повесть «Скверный анекдот» (1945) с иллюстрациями Юрия Анненкова.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
497
Книги, упомянутые в номере и присланные в редкацию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редкацию

0
232
Отдыхай, как литераторы

Отдыхай, как литераторы

Наталия Набатчикова

В Музее экслибриса и миниатюрной книги прошла выставка художника Павла Пичугина

0
1436
Богатство любого человека – его опыт в воспоминаниях

Богатство любого человека – его опыт в воспоминаниях

Александр Балтин

Василий Мурзин об интернационализме поэзии, запоминающихся образах и умении передавать дух времени в стихах

0
5948

Другие новости