0
9422
Газета Печатная версия

27.10.2021 20:30:05

Нынче шах, а завтра мат

100 лет тому назад юбилею Достоевского помешала Гражданская война, а теперь – пандемия

Тэги: достоевский, юбилей, календарь, балет, квест, библиотеки, конференции, пушкин, музей, омск, поэты


достоевский, юбилей, календарь, балет, квест, библиотеки, конференции, пушкин, музей, омск, поэты Московские поэты одними из первых отметили 200-летие Достоевского. Обложка литературного календаря на 2021 год «Поэты – Достоевскому» Людмилы Вязмитиновой нет с нами, но ее проекты по-прежнему живы. Иллюстрация из литературного календаря на 2021 год «Поэты – Достоевскому»

Если Александр Пушкин – наше все, то Федор Достоевский – наше самое сокровенное, самое больное и тревожное. Пушкин – один большой праздник, Достоевский – тайная вечеря. Пушкина читать легко и приятно, а Достоевского, как ни странно, тоже и легко, и приятно. Главную дату, связанную с именем Пушкина, отмечали в 1937 году, 100-летие его гибели. 100 лет со дня рождения Федора Михайловича пришлось на 1921 год, тогда было не до юбилеев. Сейчас отмечаем потрясающую дату – 200 лет. 200 лет вместе с Достоевским. Пандемия – это, конечно, не Гражданская война, но все равно хорошего мало. Опять Достоевскому не везет. Опять не удастся широко и с размахом отметить. Но мы отмечаем, и начали это делать еще в конце прошлого года.

Прославленный на весь мир своей прозой Достоевский также писал стихи. И довольно интересные. Представляется, что в каком-то смысле он был предтечей иронистов XX века. В некоторых сатирических вещах он близок к интонации и образу мыслей Козьмы Пруткова. Например: «Краса красот сломала член/ И интересней вдвое стала,/ И вдвое сделался влюблен/ Влюбленный уж немало» или «Эпиграмма на баварского полковника»: «Я лечу, лечу обратно,/ Я хочу упасть назад,/ Так на свете все превратно:/ Нынче шах, а завтра мат». Или всем известное: «Жил на свете таракан,/ Таракан от детства,/ И потом попал в стакан,/ Полный мухоедства». Очень едко и мудро, не правда ли? И вот, поскольку писатель был причастен к этому роду искусства, у нынешних поэтов возникла мысль почтить его память своеобразным посвящением – литературным календарем «Поэты – Достоевскому» на 2021 год, которая и была с успехом воплощена.

Мысль эта зародилась в кругах литературной студии «Личный взгляд», которым руководила поэт, критик Людмила Вязмитинова, к сожалению, этим летом ушедшая из жизни. Именно она была главным мотором проекта, а сама креативная идея возникла у поэта, музыканта Николая Нагая. Вот как он вспоминает этот момент: «У меня давно зародилась идея создать в нашем издательстве «Плюмбум.пресс» серию юбилейных календарей в честь писателей и поэтов, прежде всего классиков русской литературы. Концепция проекта, по сути, проста, но до сих пор никто это не пытался реализовать. Суть идеи – наши современники (писатели и поэты) своим творчеством пытаются прикоснуться к наследию юбиляра и к нему самому. Летом 2020 года после затяжного локдауна нас с Марией Поповой пригласила на встречу Людмила Вязмитинова. Встречу назначила в Александровском саду. Была пасмурная погода. Мы устроились на крайней правой лавочке, рядом с памятником патриарху Ермогену. Мы легко дышали и радовались встрече после долгого перерыва живых общений. Людмила Геннадьевна пожаловалась на кризис идей. (Сотрудничая в Московском союзе литераторов, она не первый год выпускала настенные календари с участием поэтов МСЛ.) Я отозвался на этот крик души. Раскрыл свою идею календаря к 200-летию Достоевского. Участники должны быть представлены в образе персонажа какого-либо произведения юбиляра. Людмила Геннадьевна очень обрадовалась. Но пришлось еще несколько раз встречаться, так как у нее появлялись сомнения. Но в итоге проект тронулся с места. Я полностью доверил Людмиле работу над ним. Она нашла хорошего дизайнера Антона Черного. Нашла достойных авторов на роли персонажей. Было много сложностей в период работы над календарем, но он получился великолепным. Этим летом Людмила Вязмитинова умерла. В этом году юбилей у Федора Михайловича. Людмила, думаю, вам есть что показать ему сейчас».

41-9-2480.jpg
Людмилы Вязмитиновой нет с нами, но
ее проекты по-прежнему живы. Иллюстрация
из литературного календаря на 2021 год
«Поэты – Достоевскому»
Работа была действительно сложная, многосоставная. Сначала отбирали поэтов и решали, какие роли они сыграют. Например, поэт Андрей Чемоданов выступил в роли Мармеладова из «Преступления и наказания», поэт, филолог Александр Бубнов – в роли Порфирия Петровича, поэт, критик Борис Кутенков в образе Алеши Карамазова, поэт, литературовед Данила Давыдов в обличье Фомы Опискина, поэт, филолог Надя Делаланд «сыграла» Сонечку Мармеладову, поэт, искусствовед Валерия Исмиева – Настасью Филипповну. Затем каждый поэт должен был найти стихотворение, которое, по его мнению, перекликается с творчеством Федора Михайловича, фотографию, которая бы отражала образ его персонажа, и цитату из романа (прямая речь героя либо его характеристика). Затем редакционный совет занялся обработкой материала. Главный дизайнер Антон Черный придумал оформление, стилизовал календарь под пожелтевшие от времени манускрипты с вкраплением старинных предметов (часы на цепочке, монеты, веера, кандалы) и в фоторедакторе нарядил персонажей в стиле конца XIX века. Он, а также Наталья Попова и Мария Попова занимались текстами. Вот как вспоминает работу поэт, педагог Мария Попова: «Выбранный Людмилой дизайнер Антон Черный привнес дополнительную задачу: дать тексты в дореволюционной орфографии. Для обложки Екатерина Богданова очень удачно сфотографировала памятник у Библиотеки имени Ленина. Прижизненные издания я отыскала на интернет-ресурсах imverden.de и fedordostoevsky.ru. Цитаты, выбранные поэтами из современных изданий, не всегда находились в них автоматически, а просматривать вручную огромные произведения было затруднительно. Потому пришлось заменить, например, выбранную Светой Литвак цитату на другую. Еще в прижизненно изданных текстах было колоссальное количество ошибок. В частности, пунктуационных. Их хотелось откорректировать. Наполовину проделав эту работу, я подумала: что, если литературоведы и филологи уже сталкивались с этой проблемой? И решила изучить этот вопрос. Оказалось, Достоевский неистово боролся за сохранение своих текстов в первоначальном виде, говоря, что как бы пишет партитуру, а потому не обращает внимания на правила правописания. О том писала кандидат филологических наук Тарасова в статье «Я ставлю запятую, где она мне нужна». О пунктуации в «Дневнике писателя» за 1977 год». Меня поразила дореволюционная традиция уважения издателей к авторскому восприятию и написанию, и я пришла к мысли о невозможности правок, объяснив это Людмиле Вязмитиновой. И она согласилась.

Сложной оказалась и задача, которая легла на Наталью Попову, филолога, бывшего преподавателя исторической грамматики, мою маму. Она по словарям и справочникам переводила стихи современных поэтов в дореволюционную орфографию с ятями и ерами. Вязмитинова вела титаническую работу с авторами. Согласования с дизайнером и авторами, мучения с переделками – все было на ней. Именно она решала, кого пригласить в проект, вела переговоры. Одна талантливая девушка, например, требовала отобрать «роль» у другой и отдать ей. Людмила на это не пошла, и сотрудничество не сложилось. Контакты с типографией и распространение календарей тоже взяла на себя Вязмитинова. Нам с Николаем хотелось, чтобы проект стал более массовым, мы хотели продвинуть его на сайте «Планета.ру», но в последний момент Людмила отказалась от этого решения, хотя практически все поэты были «за». Сложно сказать, почему так произошло, скорее всего Людмила хотела, чтобы проект оставался камерным, для узкого круга.

В целом, мне кажется, проект имел колоссальное значение для каждого участника. Федор Михайлович – писатель необыкновенный, неровный, гениальный, безжалостный к себе и другим. Таким стал для редакционной группы и проект, ему посвященный. Мне показалось, что наиболее удачно вписались в образ Света Литвак (Мария Тимофеевна Лебядкина из «Бесов»), и сама Людмила (Варвара Петровна Ставрогина), и поэт Илья Плохих, «сыгравший» князя Мышкина из «Идиота».

Добавим, что это стильное послание Достоевскому через века, которое, кстати, играет и просветительскую роль, стало одним из самых оригинальных (хоть и камерных) проектов по случаю 200-летия со дня рождения писателя, и когда-нибудь оно непременно станет дорогой библиографической редкостью.

Юбилей писателя отмечают по всей России и по всему миру. И на всех уровнях. Так, советник президента по культуре Владимир Толстой сообщил, что 11 ноября будет открыт музейный центр «Московский дом Достоевского» и на его открытии, возможно, выступит президент РФ Владимир Путин. Открытие памятного знака, посвященного 200-летию со дня рождения Достоевского, состоялось в Омске. В петербургском Музее Достоевского пройдет международная конференция «Достоевский и мировая культура». В заседании президиума РАН, посвященном 200-летию со дня рождения Достоевского, принимала участие заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова, которая рассказала о том, почему важно вспоминать наследие наших классиков. В Российском центре науки и культуры в Риме состоялось вручение IV Международной Пушкинской премии, в этом году посвященной 200-летию со дня рождения Достоевского. Жители Самарского региона смогут принять участие во всероссийском квесте «Читай-играй» в честь юбилея Достоевского. Мероприятия, посвященные юбилею, пройдут во многих библиотеках Москвы и других городов России. Будут лекции, круглые столы, спетакли и даже балетные постановки. Но все же первыми 200-летие Достоевского отметили московские поэты и художники.

Продолжение темы здесь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Женские характеры" глазами мужчины

"Женские характеры" глазами мужчины

Елена Черемных

Музыкальные образы вымышленных и реальных героинь в новом релизе с музыкой Ильи Демуцкого

0
970
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
636
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
577
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
517

Другие новости