0
1774
Газета Печатная версия

27.10.2021 20:30:00

Под пальмою Сиона

Русские молитвы входили в плоть и кровь лучших произведений нашей поэзии

Тэги: поэзия, лирика, молитва


41-14-01480.jpg
Чистейшей прелести чистейший образец… 
Кузьма Петров-Водкин. Мадонна с младенцем.
1923. Частное собрание
Знаете ли вы имя Юлии Жадовской? Боюсь, даже не все литературоведы ответят на этот вопрос утвердительно. А между тем Юлия Валерьяновна была одной из самых интересных русских поэтесс ХIХ века. О ней писал Белинский, ее ценили Тургенев, Вяземский, Константин Аксаков. Рожденная калекой и рано потеряв мать, пережив несчастную любовь и отказавшись от любимого под давлением отца, она была глубоко верующим человеком и с необычайной силой воплощала это в своих строках. «Мира Заступница, Матерь Всепетая!/ Я пред с тобою с мольбой;/ Бедную грешницу, мраком одетую,/ Ты благодатью прикрой».

Самое интересное, что во время фольклорных практик и экспедиций, которые проводили студенты Кемеровского государственного университета в сибирских деревнях, они обнаружили, что местные крестьяне в годы гонений в молельных домах пели эти стихи Жадовской как молитву, абсолютно не догадываясь, кто был автором. Это – одно из открытий, которые дарит нам книга Эльмиры Афанасьевой. Доктор филологических наук, руководитель пушкинских проектов Института русского языка имени А.С. Пушкина, она представляет нам широкую картину, как русские молитвы входили в плоть и кровь лучших произведений нашей поэзии. Причем автор рассматривает молитвенную традицию не только как сакральный обряд, но и как обращение к высшим силам, высшим покровителям в поисках душевной гармонии.

И здесь выявляется четкая дорога, линия, по которой шли наши лучшие стихотворцы. Здесь и Евгений Баратынский:«Царь небесный, упокой,/ Дух болезненный мой./ Заблуждений земли/ Мне забвенье пошли». Конечно, Жуковский с его мистическими прозрениями, таинственными, романтическими стихами и переводами: «Дай миру усталым сердцам,/ Своим миротворным явленьем,/ Своим усыпительным пением/ Томимую душу тоской,/ Как матерь дитя успокой». Конечно, от внимания Афанасьевой не может ускользнуть и Пушкин. Почему-то, когда речь заходит о религиозной составляющей поэзии Пушкина, часто предпочитают вспоминать «Гаврилиаду». Но Афанасьева вспоминает другие, потрясающие строки – стихотворение «Мадонна»: «Она с величием, он с разумом в очах –/ Взирали кроткие, во славе и лучах,/ Одни, без ангелов, под пальмою Сиона,/ Исполнилось твое желание, Творец,/ Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,/ Чистейшей прелести чистейший образец». Великий поэт занимает, конечно, центральное место книги. Здесь и, естественно, один из чистейших религиозных гимнов в нашей литературе «Отцы пустынник и жены непорочны», и мольба о спасении своего дорогого друга Ивана Пущина «Молю святое провидение», и другие пушкинские строки.

41-14-11250.jpg
Эльмира Афанасьева.
Молитвенная лирика русских
поэтов. – М.: Издательский дом
ЯСК, 2021. – 280 с.
(Studia philologica).
Другой герой – Лермонтов. Молитвы, обращения к Всевышнему были одной из центральных тем его поэзии, где все время боролись ангелы и демоны. Но поэт всегда сохранял какую-то светлую, чистую дорогу. «Прости, коль будут к небесам/ Взлетать молитвы о других,/ Моя моилтва будет там/ И даже улетит за них».

Конечно, значительное количество страниц отдано Тютчеву. Он всегда соизмерял свою жизнь и желания с Высшим судьей: «Пошли, Господь, свою отраду/ Тому, кто в летний жар и зной,/ Как бедный нищий мимо саду,/ Бредет по жесткой мостовой». Исступленная, страстная поэзия Марины Цветаевой также не могла остаться вне поля зрения Эльмиры Афанасьевой: «Мне не надо блаженства ценой унижений,/ Мне не надо любви! Я грущу – не о ней/ Дай мне душу, Спаситель, отдать – только тени/ В тихом царстве любимых теней».

И сквозь все эти строки автор показывает, какое значение имела молитва в русской культуре и общественной жизни, как лучшие мастера отечественного слова искали в молитвенных обращениях покой и гармонию. Книга Эльмиры Афанасьевой очень важна сегодня. Потому что слишком многое связывает и объединяет в России религию и литературу.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
427
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
434
Всеобъятное небо

Всеобъятное небо

Борис Кутенков

В АСПИР прошел вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Татьяны Бек

0
333
Облака-нимбы плывут к маю

Облака-нимбы плывут к маю

Мила Углова

Наталия Лунёва увлекла «Некрасовские пятницы» авангардной поэзией

0
376

Другие новости