0
2588
Газета Печатная версия

06.10.2021 20:30:00

В жанре доноса

Библиофилы погрузились в чтение чужих писем

Тэги: библиофилы, михаил сеславинский, ярослав смеляков, библиотеки, рукописи, живопись, николай заболоцкий, доносы


38-11-4480.jpg
Письмо с рисунком Альберта Бенуа
от 1 октября 1930 года. 
Из собрания Михаила Сеславинского
Темой 118-го заседания клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) стал «Эпистолярный жанр в библиофильских собраниях». Завсегдатаи клуба говорили о редких и уникальных письмах, в которых раскрываются не только личность и удивительные перипетии судьбы человека, но и неуловимый дух, атмосфера эпохи.

Первым взял слово собиратель поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин, выделив в эпистолярном жанре несколько направлений, среди которых особое место занимает донос. В качестве примера Борис продемонстрировал донос писателя Аркадия Васильева (1909–1972) на поэта Ярослава Смелякова (1913–1972). Первый готовил очередной донос на Андрея Синявского (1925–1997), а Смеляков, как-то встретив его, сказал: «Что, сволочь, готовишь очередную речь против Синявского?» На что Васильев ответил заявлением в руководящий орган Союза писателей: «Если мразь, подобная Синявскому, еще раз будет поймана с поличным, я еще раз выступлю с речью…» – и попросил обсудить вопрос о поведении товарища Смелякова на секретариате.

Вслед за ним выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский, представивший подборку открытых писем 1920–1930-х годов Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936), украшенных его нежными и тонкими акварелями. Письма обращены к сыну Альберту Альбертовичу Бенуа (1879–1930) и внукам Михаилу Альбертовичу Бенуа (1901–1971) и Александру Альбертовичу Бенуа (1913–1942) и носят преимущественно бытовой характер.

После этого Сеславинский продемонстрировал несколько писем еще одного художника – Федора Рожанковского (1891–1970), адресованных оставшейся в Советском Союзе сестре Татьяне. Все они также относятся к тому редкому формату эпистолярного наследия, когда текст сопровождается прекрасными тематическими рисунками, и датируются концом 1940-х – началом 1950-х годов. Речь в них идет о простых житейских делах: наличии работы и контрактов со стороны издательств, состоянии здоровья, круге чтения, воспоминаниях о детстве.

Директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев рассказал о письмах младшего брата своего прадеда – общественного и судебного деятеля, председателя совета Московского городского народного университета имени Альфонса Шанявского, председателя Толстовского общества Николая Давыдова (1848–1920), написанных им за восемь месяцев до своей кончины, в которых он просил помочь ему выехать для лечения в Финляндию.

Историк искусства Ильдар Галеев на этот раз выбрал литературную тему и рассказал о хранящейся у него подборке писем Николая Заболоцкого своей супруге Екатерине Клыковой периода ее кратковременного романа с Василием Гроссманом.

Выступивший в заключение заседания председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков представил собравшимся три документа. Первый – это письмо-ходатайство Владимира Фаворского в отдел кадров Изогиза, в котором он просил взять его учеников Михаила Полякова (1903–1978) и Шаргородского на работу в качестве художников-графиков. Второй – это письмо художника Николая Купреянова (1894–1933) искусствоведу Марии Холодовской (1898–1989) с вкрапленными в него рисунками, которое интересно не только читать, но и рассматривать. Третий – это рукописный свиток, текст которого стилизован под полуустав. В нем описывается праздничное застолье членов Русского общества друзей книги (РОДК). Интересным дополнением к нему служат карта вин и меню, изготовленные Иваном Павловым (1872–1951) и Федором Рербергом (1865–1938) соответственно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бесптичьих озер заголосень

Бесптичьих озер заголосень

Лана Науржанова

Об ушедшей эпохе, неповторимой метафизике и Божьем чуде

0
1359
Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

1
2421
Пушкин и неприличное

Пушкин и неприличное

Андрей Мартынов

Скандалы на пути к объединению

0
3748
Раритеты и экслибрисы

Раритеты и экслибрисы

Макар Федоров

Прошли первые Сеславинские чтения

0
533

Другие новости