0
4166
Газета Печатная версия

28.07.2021 20:30:00

Овидий Горчаков  – неприкасаемый

Необыкновенное имя обязывает соответствовать ему

Тэги: биография, овидий горчаков, разведчики, ньюйорк, великобритания, брянщина, лермонтов, великая отечественная война, василий аксенов, кино, сериал


биография, овидий горчаков, разведчики, нью-йорк, великобритания, брянщина, лермонтов, великая отечественная война, василий аксенов, кино, сериал Овидий Горчаков отлично знал особенности военной разведки, об этом и писал. Кадр из фильма «Вызываем огонь на себя». 1964

Мы так много не знаем о людях, о которых обязаны знать. Мы знаем названия фильмов «Вызываем огонь на себя» или «Майор «Вихрь», они впитались в сознание и являются синонимами чего-то героического, военного, интригующего, шпионского, но что за реальная личность стоит за ними – не задумываемся и, в лучшем случае, полагаем, что это литературный герой, собирательный образ.

Овидия Горчакова смело можно считать собирательным образом, он фантастически многолик. На любом лике можно остановиться и удивиться его необщему выражению. Военный путь партизана и разведчика. Родословие, семья. Литературное творчество. Или смешать все лики? Или довериться хронологии жизни, в которой проставила акценты судьба? А может, твердо встать ногами на землю и исследовать те дороги, те леса Брянщины, которые потребовали от Овидия Горчакова подвига, и он совершил его вместе со своими боевыми товарищами? Сложная задача, состоящая из наслаивающихся друг на друга пластов – черт характера и феноменальных способностей.

Книга «Жизнь и судьба Овидия Горчакова» – необычайный сплав литературоведения с краеведением. В ней фактически два действующих лица: Овидий Горчаков и его биограф, журналист Евгений Потупов, который, как бы перевоплощаясь в своего героя, неотступно следует за ним, наблюдает его взросление, восхищается способностью принимать ответственные решения, следит за его рукой, создающей первые опусы, смотрит его глазами на поля и леса Брянщины, где некогда шли бои и разворачивались события документальной повести.

Разделы книги говорят сами за себя. Начало. Пароль мужества – в/ч 9903. Учителя. Письма войны: 1943–1972. Сеща – часть его жизни… Партизанский Овидий. Два разведчика, два диверсанта. Документы. Документы. Письма войны: 1974–1993. Джин Грин – неприкасаемый: тема и вариации. Последние годы. Побратимы мои – партизаны. Хронограф жизни. Приложения («Партизанская библиотека», топографические карты, рассказ Овидия Горчакова «Партизанская мать»). Указатель имен (около 1400 персон).

Легендарная личность Овидий Александрович Горчаков (1924–2000), советский разведчик, писатель и сценарист. Детские годы провел в Нью-Йорке и городах Великобритании, по месту работы отца, хорошо выучил английский. Во время Великой Отечественной войны был командиром диверсионных и разведывательных групп разведотдела штаба Западного и I Белорусского фронтов в тылу врага в Польше и в Германии, с апреля 1945 офицер разведотдела штаба 1-го Дальневосточного фронта. Агентурный псевдоним – Спартак. Кроме того, писатель в 1957 году окончил Литературный институт им. М. Горького, автор серии документальных книг и очерков, посвященных советским военнослужащим и разведчикам. В соавторстве с Янушем Пшимановским написал повесть «Вызываем огонь на себя», по которой был снят, возможно, первый в Советском Союзе минисериал. Вместе с Василием Аксеновым и Григорием Поженяном под псевдонимом Гривадий Горпожакс вместе написал пародийный шпионский роман «Джин Грин – неприкасаемый» .

Само имя – Овидий Горчаков – обращает на себя внимание неожиданной экзотикой, противоречивым сочетанием. Сразу чудится театрализация, вызывающий экспрессионизм, что наводит на мысль о ненастоящести, о вычурном псевдониме или надуманном имени какого-нибудь киногероя. Тем более поразительно, что имя дано при рождении – так любящие родители умеют предугадать будущее ребенка. Имя говорит об избранности, обязывает соответствовать ему, быть особенным, способным на поступок. Тяжелое имя. Непросто пронести его через всю жизнь с легкостью и гордостью. Нельзя отступить, 65пасть духом. Овидий Горчаков оправдал свое имя. Книга Евгения Потупова многократно подтверждает это.

28-15-11250.jpg
Евгений Потупов. Жизнь и судьба
Овидия Горчакова:
документальная повесть.– М.:
Русскій Міръ; 2020. – 608 с.
(Большая московская
библиотека. О доблестях,
о подвиге,о славе…)
Невозможно пересказать содержание обширного, разноформатного материала, имеющего самые разные источники. Хронология жизни неразрывно связана с десятками судеб, в первую очередь фронтовых соратников, которые проступили рельефнее, высвеченные яркой личностью Овидия Горчакова. Документально воссозданный Потуповым, он предстает перед читателем человеком с выдающейся судьбой, ключевой вехой которой была Великая Отечественная война. Она и после победы заставляла помнить о ней, обдумывать в мыслях и книгах: «Дело наше правое, но драться за правду надо так, чтобы во время драки ее, эту правду, под ногами не растоптать. Ежели вконец озвереешь, убивая зверей, то кто, выходит на поверку, победил? Зверь!» (цитата из книги Овидия Горчакова «Вне закона»).

Примечателен немаловажный факт в биографии Овидия Горчакова – изучение им истории и поиск предков и родственников Михаила Юрьевича Лермонтова в России и в Шотландии (род Лермонтов). Основанный на собранных сведениях исторический роман о родоначальнике русского рода Лермонтовых, Джорже Лермонте, вышел в 1994 году. Но человек, занимающийся по порыву сердца историческими исследованиями, – всегда убежденный искатель правды, это опять разведчик, рассекречивающий знания, скрытые в спрессованных породах истории.

Название книги «Жизнь и судьба…» вполне логичное и предсказуемое для биографического материала о выдающемся человеке. Но если вдуматься в значение слов, то именно в связи с Овидием Горчаковым возникает потребность выяснить разницу между ними, о которой обычно не задумываемся. Часто говорим: «такова его жизнь» или «такова его судьба», понимая одно и то же. Но если жизнь – это весь хронологический ряд разновеликих событий – от мелких до глобальных, от рождения до могилы, то судьба – лишь те события, которые как вехи последовательно размечают смысл жизни. Жизнь – это «прожил». Судьба – «как прожил». И тогда обнаружится немало людей, для которых что жизнь, что судьба – без разницы. Но на их фоне зримо возвысятся люди с судьбой, о которых хочется и нужно рассказать. А в случае с данной книгой союз автора с его героем скреплен еще и землячеством: родину Евгения Потупова – брянскую землю защищал Овидий Горчаков, и эта веха его судьбы была для него крайне важна. В Клетнянском лесу, возле деревни Каменец Брянской области, по его завещанию был развеян его прах.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лепесток в пропасти

Лепесток в пропасти

Ольга Камарго

Дебютный рассказ Виктории Токаревой и вся ее последующая судьба

0
973
"ММКФ"-24 расскажет, как пришельцу выжить в Мо…

"ММКФ"-24 расскажет, как пришельцу выжить в Мо…

Наталия Григорьева

46-й Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля

0
1278
В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

В Театре Наций появился спектакль про "дым отечества"

Елизавета Авдошина

"Десять посещений моей возлюбленной" поставил Мурат Абулкатинов

0
2471
Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
2958

Другие новости