0
1687
Газета Печатная версия

21.07.2021 20:30:00

Судьба приходит

Тюрьма и бегство из Китая в Россию и из России в Китай

Тэги: проза, китай, илья фальковский, художник, судьба, сюжет


проза, китай, илья фальковский, художник, судьба, сюжет Везде спокойствие… Ван Мэн. Пишу книги под соснами. 1360-е. Музей искусств, Кливленд

Вышла новая книга Ильи Фальковского, называется «Жемчужная река». И это, вообразите, роман. О Китае. Вообразили? Даже не знаю, что таким образом произошло; думаю, варианта два: либо вы кое-что (но немногое) верно угадали, либо – не угадали вообще ничего.

Дело вот как обстоит. Предположим, мы с вами художника и писателя Илью Фальковского знаем. Но можем притвориться, что не знаем. Потому как Илья Фальковский не любит концепта и не любит проекта (проектности, если формулировать точнее). Сам он в одном интервью говорил, что проект – это работа на обратную реакцию, конкретный отклик зрителя или слушателя; со временем она подчиняет себе автора – и он вынужден создавать то, что от него ждут, а не то, что он хотел бы создавать. «Мы – не проект, мы – эксперимент», – вот точная цитата. («Мы» – это о группе ПГ. Рекомендую справиться хотя бы поверхностно о том, что это за хорошие люди. И еще спешу оговориться, дабы не обмануть этим «мы»: «Жемчужная река» написана одним Фальковским. Так, на всякий пожарный.) Впрочем, отказ от имени – это было бы уже слишком, пожалуй… Никто и не отказывается. А вот то, что человек романов раньше не писал, это очень хорошо; новый опыт для автора, который старается ничего за собой не повторять, – верный путь к результату.

Что же результат? А результат – роман-парабола (честное слово, сам устал от этих романов-чего-нибудь, романов-когда-нибудь; по счастью, у «Жемчужной реки» подзаголовка нет, это только я только тут его придумал, и, может, как раз оттого, что не люблю таким заниматься).

Герой романа – его зовут Владимир – сначала все теряет, а потом все обретает; а ничего-то он такого не планировал – ни терять, ни обретать. Это самое интересное. Никто ничего не задумывает наперед. Даже сюжет не знает, куда поворачивать через страницу; а поворачивать надо. (Вы с таким не сталкивались? Подумайте, например, о завтрашнем дне.)

Автор, впрочем, знает. По крайней мере нам так кажется сейчас, когда мы читаем книжку, которая написана и отредактирована. А вот интересно: когда автор писал – многое ли знал наперед? Или тоже гадал, куда судьба заведет его героя завтра?

Независимо от планов Владимира случается всякое и многое. Попробую кратенько перечислить… Годы китайской тюрьмы, бегство из Китая в Россию и из России в Китай, университетская жизнь, солнечные и снежные воспоминания о московской-подмосковной юности, сны о далеком прошлом, проповеди мудрецов, обретенная любовь, битвы и путешествия… И еще немало. Плюс очевидное знание в описании, как это говорится, быта и нравов Китая. В смысле Ильи Фальковского знание. Опыт жизни в этой стране и наблюдения за ней (жизнью, надо думать) он поместил в своей предыдущей книге, она называется «Володя, Вася и другие: истории старых китайских интеллигентов, рассказанные ими самими». Тот текст иного плана (а еще нехудожественный). Его, пожалуй, было бы интересно прочитать в паре с «Жемчужной рекой»; причем порядок может быть любым, главное, чтобы друг за другом. У читателя будет возможность поискать параллели и пересечения. И другая возможность: сравнить два взгляда – человека и выдуманного им персонажа – на одно и то же. Разве не преинтересное занятие?

27-14-12250.jpg
Илья Фальковский. Жемчужная
река: Роман.– М.: ArsisBooks,
2021. – 204 c.
Все идет друг за другом, а потом, кажется, и параллельно друг другу, много-много всего. Кстати сказать, сюжет в привычном понимании – это только о первой части. С началом второй его классическое течение – событие за событием – трансформируется во что-то иное. Не принципиально иное, не пугайтесь. В этом, напротив, интерес. У Владимира есть цель (а иначе зачем быть героем романа?), но события часто ей будто бы не подчиняются. Будто бы дело в чем-то еще. Это во второй части. Следом начинается третья – и цели, кажется, больше нет вовсе. Есть кое-что другое. Обратите потом внимание, как это коррелирует с названием части.

Самое замечательное, что, когда вы понимаете, зачем все произошедшее произошло, – не случается развязки. Вы и так все знали. Только не понимали. А теперь понимаете. И успокаиваетесь. Мысль о том, что тут мог бы быть неожиданный поворот, немного даже холодит. Становится ясно, что приходит на место целей, и ощущается это замечательно. Судьба приходит.

Везде спокойствие. Спокойный язык. Спокойный текст. (То есть – о каких бы перипетиях ни шла речь.) Не этого ли мы искали – вместе с автором?

Между прочим, история с окончанием романа не обрывается, и это для нас счастье, разумеется; история-то – наша с вами. Да, правильно понимаете, я прошу дать мне разрешение сказать банальное. В том смысле, что этот текст про нас с вами. Моя мама очень любила (да и до сих пор не разлюбила) ответить, когда маленький я спрашивал, о чем книжка, которую она читает, вот так: «О жизни» (это, в общем-то, то же самое, что и «о нас с вами»). Так и отвечала постоянно. Но ведь она же права. Права. Впрочем, я не предлагаю вам узнавать во Владимире себя. Однако понять, чем его путь похож на ваш, как они рифмуются – вот это бы хорошо. Обретение судьбы вовсе не означает окончания истории, знать это приятно и, между прочим, небесполезно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
220
Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
1249
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
314
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
400

Другие новости