0
2654
Газета Печатная версия

16.06.2021 20:30:00

Император царствует, но не правит

Альтернативная история на обломках Египта, Иудеи, Греции и Рима

Тэги: проза, беллетристика, фантастика, фэнтези, история, толкин, ле гуин, джордж мартин, цицерон, империя, ойкумена, идеальное государство, древний рим, древняя греция, древний египет, африка, рабство, культура, вера, альтернативная история, иудаизм, политика


22-14-13250.jpg
Борис Толчинский. Нарбонский
вепрь.– М.: Т8 Издательские
технологии, RUGRAM,
2020. – 416 с.
Есть у гуманитариев конек. Они могут долго, вдумчиво и со вкусом конструировать собственные фантастические миры на базе того материала, который имеют под рукой. Со своей историей, географией, народами. Среди удачных примеров – миры, созданные Джоном Рональдом Толкиным, Урсулой Ле Гуин, Джорджем Мартином. О детальной проработанности мира Арды не написал только ленивый: подготовительные материалы и черновики превосходят по своему объему эпопею «Властелин колец» на порядок. Детально проработан мир Земноморья. Джордж Мартин пока не закончил свою «Песню льда и пламени», но читатели все еще надеются, что завершение будет…

Что могла этому противопоставить наша отечественная фантастическая литература? До недавнего времени – почти ничего. Ибо создать детально проработанный мир со своей историей, географией, религией, разработанной генеалогией владык, а иногда и языками – очень трудно. Но вот нашелся человек, решившийся подобный путь пройти.

Речь идет о трилогии Бориса Толчинского «Божественный мир», изданной наконец-то в полном объеме. Дело в том, что первые две книги этой трилогии – «Нарбонский вепрь» и «Боги выбирают сильных» – вышли в 1999 году в издательстве, давно почившем в бозе. И этот опыт нельзя назвать удачным: книги вышли не одновременно и были отправлены в розничную торговую сеть по отдельности, так что автор данной рецензии затратил немало времени, пока не приобрел второй том.

В издании, вышедшем в этом году, все три части трилогии, включая последнюю, третью часть – «Воскресшие и мстящие», – вышли одновременно. Кроме того, это издание оснащено, если так можно выразиться, «научным аппаратом», состоящим из справки, включающей в себя основные сведения о мире Аморийской империи, таблицы и схемы, поясняющие эту справку, словарь имен и названий. Кроме того, издание включает в себя два рассказа Толчинского, дополняющие историю созданного им мира и интервью самого автора, которое составлено из ответов на вопросы читателей его книг, заданные на разных площадках интернета. То есть весь Pax Amoria, мир Аморийской империи, собран под этими тремя обложками.

22-14-14250.jpg
Борис Толчинский. Боги
выбирают сильных.– М.: Т8
Издательские технологии,
RUGRAM, 2020. – 412 с.
Итак, Аморийская империя. Что это такое? Это универсальное государство в том смысле этого слова, в котором его понимали римлянин Марк Туллий Цицерон, поздние стоики или наш русский старец Филофей: страна со смешанным государственным устройством, идеальными законами и универсальным гражданством, являющееся, по существу, единственным настоящим государством, которому должны завидовать и подражать все остальные. Универсальное государство с идеальными законами может существовать вечно и должно расшириться до границ обитаемой вселенной – Ойкумены. Или по меньшей мере поставить эту Ойкумену под свой неусыпный контроль.

И аморийцы по праву считают себя идеальным универсальным государством: ведь ими правит живой бог – Император-Фараон, глава светской и духовной власти, потомок Великого Фортуната, чья колоссальная хрустальная статуя венчает Палатиум – Большой Императорский дворец в столице империи. Рядом, в Квиринальском дворце заседает правительство Его Величества. Еще есть Сенат, народные собрания (трибы) и даже Форум – все как в старом Риме. Подданные бога-императора делятся на патрисиев и плебеев. Но у них разное гражданское достоинство: патрисии – правящая элита, плебеи – подчиняющееся большинство. Патрисии заседают в Сенате, формируют правительство. Плебеи собираются в трибах – народных собраниях и выбирают своих трибунов, а также делегатов в Народную Ассамблею, которая, правда, обладает только совещательным голосом. Итак: есть власть монарха, есть власть аристократии и власть народа. В общем, чистой воды смешанное государственное устройство по Цицерону…

Господствующей религией в Аморийской империи является так называемое аватарианство, сочетающее в себе иудейскую исступленность с римским прагматизмом. Аморийцы поклоняются богу-императору, 12 богам Аватарам, воплощающим в себе по одному из аспектов Верховного Творца, а еще веруют в священность своих законов и государственных установлений. Поэтому любое сомнение в разумности государственного устройства автоматически становится ересью и карается сожжением на костре. И, разумеется, как реальные современные мировые религии аватарианство делит людей на избранных и «всех остальных». Избранные – конечно, аморийцы, остальные народы – варвары, существующие для того, чтобы поставлять Аморийской империи рабов в товарных количествах. Правда, аморийцы могут признать варвара равным себе. Если станет федератом – союзником империи и примет аморийскую веру…

22-14-15250.jpg
Борис Толчинский. Воскресшие
и мстящие.– М.: Т8 Издательские
технологии, RUGRAM,
2020. – 452 с.
Таким образом, Толчинский причудливо смешал в своей Аморийской империи культуру античных Греции и Рима с Древним Египтом. В его мире Римская империя не пала, а была выдавлена из Европы в Африку, где восстала, как феникс из пепла, и преобразилась в Аморийскую. То есть перед нами альтернативная история, имеющая с нашей общее прошлое, но где-то в I веке нашей эры свернувшая на другой маршрут. В этом мире развитые технологии сочетаются с классическим рабством, а утонченная культура с догматической верой.

Но главная интрига состоит в том… Т-с-с-с… Никому не говорите… Божественный император царствует, но не правит. Императоры давно уже лишены реальной власти, за ними сохраняются чисто представительские функции. Империей правит первый министр, называемый на древнеегипетский манер «чати». И вот за пост чати идет непрерывная политическая борьба между не удостоившимися божественного звания потомками Фортуната. Официально преклоняя колени перед Божественным Величеством и называя себя его рабами, они фактически определяют внутреннюю и внешнюю политику империи. Именно борьбу между двумя могущественными кланами за власть и описывает в своих трех романах Толчинский. А что вы хотели от автора, который, на минутку, одним из первых защитил у нас в стране диссертацию по политологии?

Итак, 148 год Химеры (или 1785-й от Пришествия Аватаров). Империя в кризисе, хотя сама этого еще не понимает. Нарбонские галлы никак не хотят успокоиться: они тоже помнят, что являются наследниками Рима, как и аморийцы. Внутри страны поднимают голову еретики. Копится недовольство богатых плебеев, которых патрисии никак не хотят допускать к реальным рычагам управления. А Аватары… Аватары в людские дрязги не вмешиваются, а если вмешиваются, то не так, как хотелось бы попросившим о вмешательстве человекам. По-видимому, им все равно, кто осуществит назревшие реформы – молодая интриганка из великокняжеского дома Юстинов или прожженный политикан из дома Марццеллинов. Вперед, читатель! Делай ставки: кто победит в схватке за власть? И будет ли он вообще, победитель…

Орел


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
618
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
601
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
775
Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1107

Другие новости