0
8202
Газета Печатная версия

19.05.2021 20:30:05

Май – пора литературная

Имена Достоевского, Гагарина и Тютчева заставили писателей собраться вместе

Тэги: достоевский, игорь волгин, дмитрий бак, валерий тишков, валерия пустовая, сергей беляков, владимир березин, писатели, язык, литературоведы, история, классика, тютев, весна, фантастика, поэзия, гагарин, тургенев, подмосковье, санктпетербург, брянск, есени


достоевский, игорь волгин, дмитрий бак, валерий тишков, валерия пустовая, сергей беляков, владимир березин, писатели, язык, литературоведы, история, классика, тютев, весна, фантастика, поэзия, гагарин, тургенев, подмосковье, санкт-петербург, брянск, есени Пишите, как Тютчев! Семинаристы и преподаватели у памятника поэту в Овстуге. Фото Андрея Левицкого

Иссохшие по офлайн-общению поэты, писатели и ученые наконец-то припали к живительному источнику новых мыслей, дискуссий и межцеховых знакомств. Ну и, конечно, весна добавила хорошего настроения. В разных регионах России прошли самые разные семинары, конгрессы, фестивали.

Так, очередной конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте», который дважды переносился из-за пандемии, наконец прошел в подмосковном пансионате «Лесные дали». Это мероприятие проводится в том или ином формате аж с 2001 года благодаря Фонду Достоевского, созданному в 1997 году поэтом, достоевистом и неутомимым деятелем культуры Игорем Волгиным. Площадка получилась во многом уникальная. С одной стороны, здесь собираются представители самых разных течений, союзов, направлений и политических взглядов, что уже немалая редкость. С другой – конгресс объединяет писателей и ученых (литературоведов, лингвистов) со всех уголков России и мира, и предметом пристального внимания собравшихся становится вся русская литература, от былин до наших дней. Впрочем, в этом году в связи с ковидной стагнацией иностранцев среди участников, к сожалению, не случилось.

18-9-1480.jpg
По шесть часов каждый день шли
 теоретические и практические занятия.
 Фото Андрея Левицкого
На берегу еще неширокой Москвы-реки с утра до вечера звучали доклады, круглые столы и диспуты («Метаморфозы в пространстве культуры», «Писатель вчера-сегодня-завтра»), и кое-кто даже успевал сбегать и окунуться в воду. Каждый конгресс посвящен своей острой теме. Был конгресс про роль женщин, был про диалог литературы и кинематографа, был про политику. Нынешний посвящен 200-летнему юбилею Федора Достоевского, чей потомок, Дмитрий Достоевский, тоже активно участвовал в разговорах, кстати, объявив о появлении в семье нового Федора Достоевского. Выступали, вели секции, слушали и удивляли этнолог Валерий Тишков, лингвист Владимир Алпатов, президент Международного общества Достоевского Владимир Захаров, историк и научный руководитель Госархива Сергей Мироненко, литераторы, критики, редакторы, эссеисты, поэты Ильдар Абузяров, Анна Аркатова, Сергей Беляков, Владимир Березин, Сергей Дмитренко, Наталья Иванова, Инна Кабыш, Максим Лаврентьев, Олеся Николаева, Валерия Пустовая, Юрий Цветков, Сергей Чупринин и многие другие. Заглянул провести круглый стол и писатель, депутат Госдумы Сергей Шаргунов, а прозаик и преподаватель Литинститута Фарид Нагим даже исполнил со спутницей целый фейерверк из парных бальных танцев.

А на берегу Финского залива вот уже 31 год проходит конвент, а иными словами, фестиваль фантастики «Интерпресскон» (ИПК). Единственный раз в начале мая писателей и читателей не увидели в окрестностях Санкт-Петербурга в мае прошлого, 2020 года. Причины понятны. Но в этом году конвенция вновь возобновила активную работу. Основной темой этого года, конечно, стало 60-летие полета первого человека в космос. О Юрии Гагарине говорили на всех мероприятиях фестиваля. Так, к примеру, исследователь космонавтики Антон Первушин в очередной раз привел новые факты о полете, почерпнутые из недавно раскрытых для широкой публики источников

«Конвент проводится в майские праздники, – говорит основатель и бессменный руководитель конвента Александр Сидорович. – Поэтому мы не могли обойти вниманием День Победы. Каждый участник мероприятия заранее мог прислать фото своих близких, прошедших войну. 9 мая на большом экране мы показали эти фото с комментариями. Так участники конвента поучаствовали в акции «Бессмертный полк».

18-9-4480.jpg
Игорь Волгин снова встретился с Достоевским.
В данном случае – с правнуком.
 Фото Екатерины Волгиной
Конечно, результатом литературного мероприятия всегда становятся новые произведения, новые книги, которые напишут авторы. Или книги, которые уже вышли в печать, но еще знакомы не всем читателям. Уже пятый год в рамках «Интерпресскона» действует семинар альманаха «Полдень», когда-то основанного писателями Борисом Стругацким и Александром Житинским. Лучшие рассказы семинаристов публикуются в альманахе. Одна из ведущих мероприятия писательница Светлана Васильева сказала: «Мы готовы рассматривать любые произведения, подходящие под определение фантастики, данное когда-то Борисом Стругацким: «Фантастика есть вид литературы, использующей специфический художественный прием – в произведение вводится элемент необычайного, почти невероятного или невозможного вовсе».

На многих фестивалях номинируются и получают призы авторы рассказов и повестей, но супермелкая форма, микрорассказы размером не более полутора страниц, представлены только на ИПК. Сборник для прочтения получает каждый очный участник, и голосование проходит прямо с колес. В этом году лауреатом в данной номинации стал патриарх российской фантастики Святослав Логинов с рассказом «Умолот». А все желающие смогли поучаствовать в мастер-классе и написать свой микрорассказ прямо на конвенте.

Конечно, были традиционные для конвентов мероприятия: лекции, доклады, дискуссии. Критик Василий Владимирский рассказал об истории советского фантастиковедения, также он сравнил повесть Филипа Дика «Мы вам все припомним» и фильм режиссера Пола Верховена «Вспомнить все». Критики Сергей Переслегин и Андрей Ермолаев запустили активную дискуссию о фантастике и марксизме. Споры продолжались даже на вечернем мероприятии на берегу Финского залива. Балканские войны и технологические пакеты, профессор Доуэль и протоцивилы – это лишь часть тем, затронутых на конвенте.

Завершился фестиваль запуском воздушных шаров и вручением наград. Интерпрессконовские кубы увезли с собой Святослав Логинов за повесть «Вымертский тракт», Леонид Каганов за рассказ «Все дело в усах», Антон Первушин за книгу «12 мифов о советской фантастике»…

Серия семинаров для молодых поэтов и прозаиков, организуемая центром «Глубинка», не обладает такой давней историей, как конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте» или фестиваль фантастики «Интерпресскон». Однако ее история не менее интересна. Все началось с того, что оперная певица Екатерина Левицкая задумалась о том, что так много замечательных романсов написано на стихи русских классиков, а вот современных романсов до обидного мало. Что же делать? Оказывается, современные композиторы готовы писать романсы, но не находят подходящих стихов. Так возникла идея поддержать молодых поэтов, а вслед за ними и прозаиков. Центр «Глубинка» поддержал Союз российских писателей – по результатам семинаров лучшие поэты и прозаики получают гранты на издание первой книги. Семинары для молодых литераторов проходят в знаковых для русской литературы местах. Осенью прошлого года занятия для прозаиков проходили в имении Ивана Тургенева Спасское-Лутовиново. На днях поэтов принимала Брянская область, награждение проходило в Овстуге, где бывал Федор Тютчев. В июле семинар примет Карабиха Николая Некрасова.
 

18-9-3480.jpg
Сергей Шилов, Татьяна Тихонова, Святослав
Логинов, Светлана Васильева, Владислав
Гончаров говорят о фантастике.
Фото Татьяны Берцевой
Ну а на прошлой неделе в Брянской области работали три поэтических семинара: Геннадия Калашникова и Веры Грибниковой, Максима Амелина и Максима Замшева, а также Александра Чистякова и одного из авторов этой статьи, сотрудника «НГ-EL» Андрея Щербака-Жукова. Они подробно разобрали тексты трех десятков молодых авторов. Кроме этого лекцию-коллоквиум об авторском и актерском чтении стихов и исполнении литературных композиций классиков и современных поэтов провела актриса театра «Сфера» Екатерина Ишимцева. Она же представила в музее-заповеднике «Овстуг» моноспектакль «Айседора. Есенин. Прощай, черный дрозд!». В рамках семинара прошли два круглых стола, посвященных теме истории в современной литературе.

Одним из счастличиков, удостоенных права издать в следующем году свою первую книгу, стал поэт Павел Великжанин. Вот его строки:

Самый любимый стих –

это тот, который,

Если его не окажется

в интернете,

Ты набираешь по памяти –

все сто сорок

Строк, чтоб отправить

девчонке – одной на свете.

И если, его прочтя, она

не ответит,

Что у нее от стиха тоже

сносит крышу,

В ленте утопишь страницу ее,

как в Лете…

Жаль, что стихов таких

больше почти не пишут. 

Иславское–Москва

Санкт-Петербург–Москва

Брянск–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1467
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
657
Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
490
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
489

Другие новости