0
1392
Газета Печатная версия

12.05.2021 20:30:00

Хохоток за кадром

К 75-летию со дня рождения Владимира Герцика презентовали его книгу

Тэги: поэзия, авангард, память, буддизм, хокку, япония, нонконформизм


поэзия, авангард, память, буддизм, хокку, япония, нонконформизм Философ Анатолий Кричевец, ближайший друг Герцика. Фото Сергея Каревского

В Зверевском центре современного искусства в цикле «Незабытые имена» прошел вечер памяти поэта Владимира Герцика (1946–2019), лауреата премии «Нонконформизм-cудьба» (2018). К вечеру была приурочена презентация второй книги поэта – «Инструкции для правого полушария. Стихи, статьи, манифесты», которую издал поэт Александр Воловик при поддержке других друзей Герцика. В марте был юбилей – Герцику исполнилось бы 75 лет, и аккурат в день рождения из типографии приехал тираж. В марте книга была кратко представлена на одном из вечеров клуба «Подвал № 1», но ее создателям было ясно, что необходимо более полноценное мероприятие, на котором можно было бы вспомнить и показать все грани творчества поэта. Все получилось, как было задумано. Провели вечер Александр Воловик и поэт, обозреватель «НГ-EL» Елена Семенова. К организации подключился проект «Культурная инициатива». Откликнулось множество друзей-литераторов, знавших и любивших Герцика. Галина Добрушина привезла семь абстрактных картин Владимира: они экспонировались в течение вечера. На экране демонстрировались его фото последних лет.

Прибывший практически ко дню презентации из Германии поэт, прозаик, доктор естественных наук Борис Шапиро рассказывал о ЛИТО «Кленовый лист», которое они организовали в МГУ в 1960-х, о том, как их шпынял КГБ, о школе пресемантики, которую они создали вместе с Герциком, и о сути их философских расхождений относительно природы поэтического слова. Был зачитан текст поэта Юрия Перфильева «Если бы Герцик вел дневник». Юного Володю, его манеру чтения вспомнил поэт, главный редактор журнала «Арион» Алексей Алехин.

Длинный проникновенный верлибр о необычных похоронах Герцика прочитала поэт, критик Людмила Вязмитинова (хоронили его как настоящего нонконформиста – в простом деревянном гробу, похожем на ящик). К слову, по завещанию поэта, прах его был развеян над Плещеевым озером, там же был развеян прах его супруги, поэта, прозаика Ирины Добрушиной. Голосовое обращение с неожиданным литературоведческим осмыслением творчества Герцика записал поэт, критик Илья Кукулин: он в числе прочего отметил его связь с битниками и ленинградской неофициальной арт-группой «Хеленукты», точнее, уже с ее последователями.

Поэт, антрополог, культуртрегер Игорь Сид выразительно, почти театрально прочитал цикл «Мадагаскарские хокку» Владимира Герцика: «Слушай, там даже/ Черепахи лучисты –/ В Мадагаскаре...», «Кистеперая/ Рыбка с Мадагаскара,/ Прабабка моя!»

Поэт Александр Курбатов вспоминал курьезные случаи во время краеведческого похода, в котором участвовал Владимир. Поэт, шеф-редактор журнала Psychology Ольга Сульчинская открыла другую сторону таланта Володи – увлечение психотерапией. В 1990-х они вместе учились в Высшей школе психотерапии: по ее словам, Герцик был тогда тихий, очень курящий и улыбчивый, и в школе у него было прозвище Кришна. Поэт, прозаик Владимир Тучков прочитал рассказ, в котором говорилось о неразлучных товарищах – Герцике и Воловике. Поэт, художник-акционист Света Литвак показала раритетное видео конца 1990-х, где еще стройный и коротко стриженный Герцик читает свое легендарное перформативное стихотворение «Я памятник себе воздвиг...». Привет из Японии прислала филолог, переводчик, славистка Вакана Коно, которая тоже дружила с Герциком, переводила его хокку на японский язык и публиковала в японских журналах. Она еще раз подтвердила, что Герцик хорошо знал и любил японскую и китайскую культуру.

О Герцике также вспоминали его близкий друг поэт, бард, доктор философских наук Анатолий Кричевец, поэты Дмитрий Тонконогов, Ирина Ермакова, Виктор Мурзин. Елена Семенова рассказала о завораживающей атмосфере дома Герцика, где было много вещей, связанных с Востоком, например импровизированный алтарь с Буддой Авалокитешварой, о нескольких интервью, сделанных с ним для «НГ-EL» (одно из них вошло в книгу), о том, что благодаря концепции пресемантики, которая выросла из индийской философии, и в целом благодаря мироощущению Герцика (а он был буддист) она ощутила, что поэзия – это абсолютная свобода без всяких границ. Один из гостей признался, что у него было ощущение, что Герцик во время вечера сидел на крыше центра и от души хохотал. Кстати, в одном из показанных видео Герцика почти не было в кадре, зато за кадром постоянно звучал его хохоток.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
558
Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
646
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
494
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
288

Другие новости