0
1475
Газета Печатная версия

31.03.2021 20:30:00

Лицом к деревне

Библиофилы обратились к сельской теме

Тэги: библиофилы, сеславинский, деревня, шукшин, астафьев, василий белов, автографы


12-11-1480.jpg
«Расея» в ситцевом оформлении. 
Книга из собрания Михаила Сеславинского
Впервые после долгого перерыва, связанного с эпидемией COVID-19, состоялось очное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ). Его темой стала «Русская деревня в библиофильских собраниях».

Первым по теме заседания выступил председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков. Сначала он продемонстрировал редко встречающийся альбом из 16 автолитографий Георгия Верейского «Деревня» (1924), текст к которому написала Ольга Форш, а затем показал книгу Бориса Григорьева «Расея», вышедшую в 1918 году и включающую в себя помимо живописи и графики художника тексты Николая Радлова, Павла Щеголева и его собственные. В этом альбоме портреты и пейзажи русской деревни сложились в многоголосую песнь, полную горькой меланхолии. Издание вышло тиражом 750 экземпляров и достаточно редко встречается на антикварно-художественном рынке. В тандем к экземпляру из собрания Леонарда Черткова показал эти же альбомы из своего собрания и председатель НСБ Михаил Сеславинский. Присутствующие смогли сравнить вариант из тиража в переплете «под рогожу», заставляющий вспомнить о «лапотной» России, и в картонаже с растительным орнаментом, имитирующим пестрый ситец, и иллюстрациями, наклеенными на листы из цветных обоев. Художник изобразил удаленные уголки Петроградской и Олонецкой губерний, где сам воздух был пропитан духом патриархальной старины. Причем его рисунки – не умилительные пейзажи, а лица стариков и старух, мужиков, баб и детей. Альбом вызвал неоднозначную реакцию современников и подвергся критике как со стороны апологетов «Мира искусства», так и официальных властей, усмотревших искажение действительности. В СССР альбом находился под запретом: его нельзя было купить в букинистическом магазине или получить в библиотеке.

Исполнительный директор НСБ Борис Хайкин рассказал о редких изданиях поэтов XIX века – Алексея Кольцова и Спиридона Дрожжина. Особый интерес у библиофилов вызвала книга Николая Добролюбова «Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения» (1858), в которую были включены его 17 стихотворений, украшенных сочными сюжетными хромолитографиями. Отличительной особенностью экземпляра является милая дарственная надпись: «Дарю Сергею Сальникову в знак особой моей расположенности за его охоту учиться и быть полезным членом общества. Учитель Ильинский».

Писатель и журналист Юрий Ростовцев начал свое выступление, процитировав Виктора Астафьева: «…Родное село – это самое главное, самое светлое место у человека. Где бы я ни был, где бы я ни жил, всегда помню об этом. А библиотека села – это окошко родного дома, где всегда светлый, приветливый огонек». Затем он перешел к рассказу о книгах писателей-деревенщиков из своего собрания, среди которых внимание библиофилов привлекли издания романов, повестей, рассказов и стихотворений с дарственными надписями Федора Абрамова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Василия Шукшина и Николая Рубцова. В завершение своего выступления Юрий Алексеевич продемонстрировал неизвестную рукопись Астафьева из своего архива. Выступающий был лично знаком и состоял в переписке со многими писателями, а также является автором дважды издававшейся в серии «ЖЗЛ» биографии Астафьева.

Собиратель детских книг 20–60-х годов Сергей Смирнов позабавил коллег сообщением об агитпоэме Мориса Долинова «Федот, да не тот. Рассказ в стихах «О путешествии в Африку и Америку и о крестьянской земле обновленной», выпущенной издательством «Новая деревня» в 1925 году.

О редком малотиражном библиофильском издании Георгия Лукомского «Москва и деревня в гравюрах и литографиях 1800–1850» (1922) рассказал исследователь истории русской усадьбы Гарольд Злочевский. В его создании приняли участие такие художники, как Борис Зворыкин, Борис Гроссер и Иван Билибин.

В завершение заседания выступил Михаил Сеславинский, представивший книгу Ивана Бунина «Деревня» (1910) с дарственной надписью брату Веры Буниной, жены писателя, Дмитрию Муромцеву: «Дорогому Дмитрию Николаевичу Муромцеву искренне его любящий Ив. Бунин». Не остались без внимания экслибрисы Сеславинского, посвященные теме деревни, выполненные художниками Ниной Казимовой, Татьяной Козьминой, Юрием Люкшиным, а также офорты современного мастера лирического философского пейзажа Александра Ветрова из серии «Двенадцать месяцев года».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь в немыслимых условиях

Любовь в немыслимых условиях

Владимир Буев

Биография Василия Шукшина, наговоренная двумя мудрецами

0
4468
Как создавался «Ваш сын и брат»

Как создавался «Ваш сын и брат»

Вячеслав Огрызко

К 95-летию со дня рождения Василия Шукшина

0
13861
Как по нотам

Как по нотам

Елена Жуковская

Библиофилы обсудили издания, связанные с музыкой

0
2751
Разговора не получилось

Разговора не получилось

Елена Бучумова

Библиофилы посетили Гатчину и Царское Село

0
586

Другие новости