1
4393
Газета Печатная версия

24.03.2021 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: шульпяков, берзиньш, груздева, ямбург, лапушин


11-9-11150.jpg

Глеб Шульпяков. Белый человек: избранные и новые стихотворения.

– М.: Время, 2021. – 100 с. (Поэтическая библиотека). ISBN 978-5-9691-2071

Сборник включает избранные стихотворения из более ранних книг поэта, прозаика, переводчика, заместителя главного редактора журнала «Новая Юность» Глеба Шульпякова «Щелчок», «Желудь», «Письма Якубу», «Саметь», а также написанные совсем недавно. В каждом поэте живут «черный человек» и «белый человек», и только один из них пишет стихи: «январский вечер, синий снег/ по снегу белый человек,/ когда отбросит тень свою,/ скользнет как бабочка в раю –/ и моего окна проем,/ и неба край, и дворник в нем,/ его лопата в облаках/ и треугольник молока –/ всё вдруг качнется, оживет/ начнет колоть по крышам лед/ он заискрится, захрустит –/ по снегу бабочка скользит».

11-9-12150.jpg

Марис Берзиньш. Вкус свинца / Пер. с лат. Ю. Касянича.

– СПб.: Алетейя, 2020. – 370 c. (Библиотека современной латышской литературы). ISBN 978-5-00165-124-6

Первый роман латышского писателя и драматурга Мариса Берзиньша, переведенный на русский язык. Написанный в 2015 году, он получил несколько премий, в том числе премию Балтийской ассамблеи. В книге описаны события периода нацистской оккупации в Латвии, одной из главных стала тема национальной принадлежности. Живой и непредвзятый рассказ ведется от имени простого латышского парня, особо не утруждающего себя размышлениями о политике и духовных ценностях. Но есть закавыка: из-за фимоза он вынужден сделать обрезание, и это по понятным причинам трагически влияет на его судьбу. Легкий водевильный стиль, заданный в начале, в итоге перерастает в трагедию. Ситуация начала Второй мировой войны, немецкой оккупации дана взвешенно, без перекосов, а воссозданию атмосферы эпохи способствуют документальные вставки – фрагменты газетных статей, выдержки из документов, стихи того времени (также в переводе Юрия Касянича).

11-9-13150.jpg

Елена Груздева. Болонка, сдохни! Эссе о психоанализе, театре и кино.

– [б.м.]: Литературное бюро Натальи Рубановой / Издательские решения, 2021. – 164 с. ISBN 978-5-0053-3565-4

Публицист и психоаналитик, участник международных театральных проектов, прозаик Елена Груздева рассказывает о субъекте психоанализа то, что известно только практикующим специалистам. Груздева реконструирует истории героинь классической литературы (так, ее «пациентками» становятся шекспировская Офелия и Хлоя из романа Бориса Виана «Пена дней») и персонажей документальной оперы «ПЕНИТА. Опера», чьи прототипы – женщины, приговоренные к пожизненному заключению. В заглавном эссе «Болонка, сдохни!» на примере популярного в 1980-е британского сериала «Вдовы» и его одноименного ремейка автор анализирует представительниц второй волны феминизма и показывает, что с подобными героинями происходит сегодня. Хотя в фокусе исследования – женский субъект, книга не относится к фем-литературе.

11-9-14150.jpg

Евгений Ямбург. Коронация всея Руси. Разговор, склоняющий к благоразумию.

– М.: Бослен, 2021. – 192 с. ISBN 978-5-91187-374-5

Книгу заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика РАО, директора московского Центра образования № 109, более известного как «Школа Ямбурга» составили статьи, написанные в «коронном две тысячи двадцатом».  Это размышления о школьном (и не только) образовании в меняющемся мире и о самом мире… «Пандемия обнажила реальную картину мира в целом и образования в частности. Как тут не вспомнить нашего великого афориста В.С. Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять», – рассуждает Евгений Александрович. – Было, и еще как было. Будущее подступало давно и было неотвратимо.  Разумеется, приобретенный в последние месяцы опыт нуждается в серьезном, глубоком научном обобщении. Книга на это не претендует. Она лишь рисует мозаичную картину, отражающую состояние школы в эпоху пандемии. Но с чего-то надо начинать».

11-9-15150.jpg

Радислав Лапушин. Роса на траве: Слово у Чехова / Пер. с англ. Р. Лапушина.

– СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2021. – 256 c.   (Современная западная русистика = Contemporary Western Rusistika). ISBN 978-1-6446955-3-1 (Academic Studies Press) ISBN 978-5-6045354-6-2 (Библиороссика).

«Придет время, когда поймут как следует и то, что это был не только «несравненный» художник, не только изумительный мастер слова, но и несравненный поэт...» – такое бунинское высказывание о Чехове выбрал эпиграфом к своему исследованию поэт, литературовед, кандидат филологических наук Радислав Лапушин. Книга посвящена поэтическому началу чеховской прозы и драматургии, а фундаментальным свойством поэтики Антона Павловича автор полагает «промежуточность», то есть «неустанное динамическое колебание между противоположными текстовыми полюсами (семантическими, тематическими, метафизическими). Промежуточность у Чехова – часть его художественного замысла и осознанная эстетическая цель». Подробнее – в частях и главах «Среди оттенков смысла: малый контекст», «Образ – мотив – мир» и др.




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как платить учителям – всем поровну или по труду

Как платить учителям – всем поровну или по труду

Антон Зверев

Проблему оценки труда педагогов предлагают решить одним махом

0
8367

Другие новости