0
3446
Газета Печатная версия

17.03.2021 20:30:00

Понабрел на нешуточный свет

О зрелом отчаянии как о героической позиции без пафоса

Тэги: поэзия, экзистенциализм, нефть, мандельштам, рефлексия, бог


10-15-12250.jpg
Николай Васильев. Нефть звенит
ключами.– М.: Стеклограф,
2020. – 74 с.
Это второй поэтический сборник Николая Васильева, уверенно закрепляющий за ним место в современной русской словесности. То, что такое место у него будет, критикам было понятно уже в связи с первой его книгой «Выматывание бессмертной души», вышедшей в 2017 году (Алексей Мошков назвал тогда дебютный сборник Васильева «весьма серьезной претензией на вхождение в современную поэзию»). Кто только не упрекал тогда Васильева за это название. Марина Кудимова, помнится, усматривала в нем «претенциозность (чтобы не сказать лубочность)», которые, в свою очередь, считала симптомами «прекращения гармонического ряда». Мошкову казалось, что оно «слишком тяжеловесно, косноязычно, неблагозвучно».

Автору же этих строк оно с самого начала почувствовалось и по сию пору помнится как чрезвычайно точное – именно в своей нарочитой тяжеловесности, как фотографически верная формула происходившего с героем книги. И да, как было сказано в анонсе поэтического вечера Васильева в 2019 году, оно демонстрировало «жесткую экзистенциальную лирику молодого человека, пытающегося адаптироваться в современном мире». (С небольшой поправкой: в мире вообще современность слишком сиюминутна, чтобы ее можно было делать темой серьезного поэтического высказывания, и Васильев – из тех, кто прекрасно это чувствует.)
С тех пор и молодой человек повзрослел, перерос юношескую тоску и дезориентированность, и жесткая экзистенциальная лирика – не переставая быть и экзистенциальной, и жесткой – преодолела тему попыток адаптации и окрепла, стала средством осознанной рефлексии человека, который никакой возможностью гармонии с миром уже не обольщается. И названия обоих сборников читаются как ключи к соответствующим этапам развития отношений автора с миром.
Да, название новой книги тоже удачно. Во фразе-формуле «Нефть звенит ключами» очевидны интуиции истоков, недр, питающих сил, глубоких, горючих, темных источников существования; движение, открывающее новые пути, по крайней мере – обещающее открытие и начало.
и еще б я теперь не поэт,
если, столько скитаясь о доме,
понабрел на нешуточный 
                                                          свет
в приотверстом надломе.
Юношеской прямолинейности и размашистости в «новом» Васильеве тоже достаточно: в конце концов, его свежеобретенная зрелость сама еще вполне молода, и удивляется себе, и делает себя темой поэтического разговора и поэтического беспокойства:
зачем мы и при чем – 
за стенкой, при режиме,
в один прекрасный день, 
в одну прекрасну дрянь
мне выродилось все, чужое 
и чужие,
и сам себе никто, 
ни прочая родня
Но юношеское отчаяние, не переставая быть отчаянием (здесь впрямую своим именем и названное), теперь стало зрелым – продуманным, прочувствованным и принятым как позиция: одинокая («на краю у людей существуя вполне едва») – и в этом смысле героическая, лишенная всякого пафоса – и тем более честная.
отчаянный голос 
в суровом хоре,
безвыходный пир посреди
 чумы –
раздайся, земля, и смотри-ка,
 море,
как вечные похороны, шумит
Вообще Васильев высказывается куда прямее и однозначнее, чем это часто кажется его читателям – даже внимательным: Мария Мельникова, помню, писала, что он относится к «трудным» авторам, чья «текстовая реальность» воспринимается нелегко. Просто у него для этой прямоты вырабатывается свой язык. Он мыслит по-мандельштамовски «опущенными звеньями», максимально – до короткого замыкания – сокращая дорогу от усмотрения к высказыванию, от доречевого – к речи. Имя Мандельштама здесь не случайно: у Васильева видны следы его внимательного чтения, усвоенность его речевой повадки, причем Мандельштама позднего, «темного» («безымянного неба взрывного»).
И еще: если «Выматывание бессмертной души» не без некоторых оснований относили к «городской лирике» (Сергей Сумин), то на сей раз перед нами – лирика «мировая», имеющая дело – поверх городских стен и крыш, которых и тут немало, – с миром в целом.
лишь конец ноября, а над нами решенное небо,
на зарплату делимый одну,
 три-четыре, и край –
перед чуть ли не Богом, 
под скровом, покроем 
                                        и снегом
собирающий вещи февраль

все так быстро истлело,
 спеклось, пустота – 
пустотает,
землю корни твои, как бумагу 
с признанием, рвут

и могила моя – резонатор, 
и я нарастаю,
дальний грохот копыт, 
и бужу потихоньку траву
У некоторых поэтов бывает собственное время года, особенно точно соответствующее их восприятию состояние мира, чуемое изнутри всех времен, служащее большой метафорой всего, что происходит в поле их поэтического зрения. У Васильева – по крайней мере в этой книге – оно точно есть: это размытое пограничье зимы и весны, поздний февраль – ранний март, мучительное разрушение зимних устроенностей, озноб и неуют, сползание снежных защит, черные проталины – и ослепительно-яркое, режущее солнце. Он, не ищущий гармонии (цельности – да, но это другое), набрел на свой нешуточный свет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

Елена Крапчатова

Компания представила коллегам новейшее программное обеспечение, позволяющее не зависеть от иностранных поставщиков

0
1645
Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
3595
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
3522
У нас

У нас

Всеволод Федотов

0
1143

Другие новости