0
1388
Газета Печатная версия

13.01.2021 20:30:00

Кассандра и маленький фей

По законам другой реальности

Тэги: проза, рассказы, мифология, персефона, кассандра, русалочка, повседневность, фантастика, метафора, любовь


1-9-1480.jpg
В этих рассказах мифология сплетается
 с повседневностью. Джон Уильям Уотерхаус.
 Русалка. 1900.
 Королевская академия художеств, Лондон
Четвертая книга прозаика, лауреата «Русской премии» Татьяны Дагович, живущей в Германии, – это сборник рассказов, написанных в разное время. Сложная современная проза, которая поначалу как будто прикидывается простой. Истории самые разные, герои тоже – сказочная Русалочка, мифологические Персефона и Кассандра, Зеленый рыцарь, обычные люди, похожие на наших современников. Некоторые из этих историй начинаются как обманчиво простые литературные сказки, другие – как бытовые, житейские повести. Но постепенно читатель погружается в затягивающую глубину. Рассказы объединяет сложное устройство пространства и времени – реальность, в которой живут герои, раз за разом оказывается зыбкой, неустойчивой, она дрожит и распадается. За ней обнаруживается другая реальность, точно так же похожая на настоящую. Эти две реальности существуют вместе, перетекая друг в друга, и непонятно, какая из них главная, а какая – сон, видение, выдумка.

В мире этой книги можно жить одновременно в двух временах – времени мифа и времени наших дней. Кассандра – и своевольный подросток с вызывающим макияжем и наушниками, и трагическая предсказательница, видящая сквозь время (вернее, слышащая сквозь время – через наушники). Персефона – дочь властной матери, обычная молодая женщина – и жена Аида, сурового и прекрасного повелителя Царства мертвых. Сказка соседствует с обычной жизнью. В размеренное и спокойное существование героев легко вторгается нечто волшебное – например, крохотный человечек, найденный героиней «Маленького фея» в лесу. Летучие люди становятся для горожан частью бытовой реальности – то ли ангелы, то ли просто мелкие воришки. Экстраординарное входит в жизнь просто, без логических обоснований – и приходится принять это необычное без сомнений и удивления, потому что оно на самом деле всегда было рядом, и время никогда не было линейным, и разные реальности постоянно просачивались друг в друга.

1-14-11250.jpg
Татьяна Дагович. Растения цвета
любви: Рассказы.– [б.м.]:
Литературное бюро Натальи
Рубановой / Издательские
решения, 2020. – 296 с.
Возможно, увидеть вторую реальность – это не всем доступная способность, своеобразный житейский талант. В рассказе «Встающие по будильнику» муж и жена, казалось бы, вполне обычные люди. Но загадка исчезновения жены не получает разгадки в соответствии с законами обычного мира, она разрешается по законам другой реальности. Что это – метафора смерти, метафора глубокой любви, фантастика? В рассказе нет однозначного ответа, но этот ответ не так и нужен, финал будет по-своему счастливым, и герои окажутся снова вместе: «Над ними стелилось и текло мягкое сиреневое небо».

Происходящее в рассказах Дагович иррационально, неожиданно, подчиняется собственной логике. Волшебное и фантастическое здесь неотъемлемая часть мира и не служит для упрощения сюжета или заигрывания с читателем, который привык к жанровой литературе. Часто невозможно сказать, где именно происходит действие – неназываемые города, неизвестные страны. Очень быстро читатель понимает, что не стоит ждать прямолинейного высказывания, что он приглашен к сотворчеству – ему нужно вложить свои собственные смыслы. Создается пространство большой читательской свободы.

Рассказ, давший название сборнику, совсем небольшой, очень поэтичный. Это рассказ о любви и о старости, которая не страшна, потому что любовь не отступает перед смертью. Сами «растения цвета любви» – отдельный персонаж. Как настоящая непобедимая стихия, они «насыщают себя туманами, дождями и разрастаются гуще, закрывают небо». Запах гнили смешивается с запахом цветов – так и смерть навсегда соединена с любовью. Любовь является в разных обличьях и дает надежду на воскрешение («Богородица горная», «Милосердие смерти, любовь»), она возможна даже в дымном царстве мертвых («Зернышко граната»). Она остается главной надеждой среди человеческих трагедий и способна стать той ниточкой, которая сошьет ускользающие части реальности воедино.

Санкт-Петербург



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
620
Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1158
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
839
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
425

Другие новости