0
3790
Газета Печатная версия

23.12.2020 20:30:00

Дуэль и тайна

Полная и честная биография героини-загадки

Тэги: елизавета дмитриева, черубина де габриак, максимилиан волошин, николай гумилев, символизм, декаданс, мистификация, поэзия, коктебель


48-15-2480.jpg
Все ахнули – Черубина оказалась
не красавицей.  Иллюстрация из книги
Черубина де Габриак – загадка, легенда, тайна, скандал, страсть, поэзия, испанская кровь, красота, приправленная остротой маячащего монашеского удела. Елизавета Дмитриева – подлинное лицо вымышленной Черубины – болезненность, оккультизм, тайновидчество, чахотка, чуть ли не хромота и трагическая концовка. Две личины одной женщины, когда-то всколыхнувшей литературную жизнь предреволюционной России, и пестрая среда, в которой разыгралась драма, вдохновили поэта и критика Елену Погорелую на целый документальный роман, в котором есть и зависть, и вдохновение, и любовь, и месть, и обида.

«Обращает на себя внимание как напряженность общего интеллектуального, поэтического пространства, в котором находятся этой весной все участники действия: Лиля, Гумилев, Волошин, зажженный их энтузиазмом Иванов, – так и проскальзывающая усмешка незримых распорядителей, в чьих руках напряглись нити судеб пока что беспечных, ни о чем не подозревающих персонажей. Олимпийские ли это боги, царящие в Коктебеле, инферны, таящиеся под куполом «Башни», вызванные символистским волхвованием «демоны глухонемые»? Кто подсказал Гумилеву разящую формулировку – «Вы меня очень обрадовали и письмом, и сонетом, и вызовом», и вспомнил ли эту формулировку ее адресат, стоя под пистолетом прежнего друга на берегу Черной речки? А уж как вписывается в это пространство незлобивая эпиграмма А. Толстого: «Косясь на дуло пистолета,/ Считает медленно шаги./ Ах, ямбы вечные враги/ Для долговязого поэта…» – написанная еще до печально известной дуэли!

48-15-12250.jpg
Елена Погорелая. Черубина
де Габриак. Неверная комета. –
М.: Молодая гвардия, 2020. –
330 с. (Жизнь замечательных
людей)
Однако не будем спешить. До поединка Гумилева с Волошиным еще около полугода, еще не родилась на свет Черубина де Габриак; Лиля Дмитриева еще спешно доучивает своих девочек и только 25 мая, распустив учениц на каникулы, отправляется в Коктебель вместе с вызвавшимся ее сопровождать Гумилевым.

Впрочем, подробности их короткого, но насыщенного романа заслуживают отдельной главы». Так завлекательно Погорелая сплетает сюжетные нити спровоцированной Волошиным и прогремевшей в эпоху декаданса мистификации. И выходит обстоятельная и честная биография, в которой находится место и серьезному литературоведческому анализу, и легкому сарказму, и увлекательному повествованию с интригами и сплетнями Серебряного века. Однако Погорелая не ограничилась разбором известной многим истории Черубины, а подробнейше изложила полную биографию Дмитриевой, выходящую далеко за пределы громкой дуэли и злополучного розыгрыша. Получилась настоящая сага об ушедшей культуре.






Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
581
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
520
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
292
Государь император сам будет первым цензором

Государь император сам будет первым цензором

Амаяк Тер-Абрамянц

Поэт и власть: как не поссорились Александр Сергеевич и Александр Христофорович

0
2714

Другие новости