1
4593
Газета Печатная версия

23.12.2020 20:30:00

Есть контакт!

Жертвоприношение цвета бордо со звуком «ом»

Тэги: оммажи, шостакович, багрицкий, сирано де бержерак, волошин, искусство, культурология, артобъекты, поэмы, оды, посвящения, сонеты, гумилев, велимир хлебников, михаил лермонтов


48-14-14250.jpg
Михаил Погарский. ОММАЖИ.
Книга поэм и очерков.– М.:
Русский Гулливер / Центр
современной литературы,
2020. – 168 с.
Книга писателя, художника, культуролога Михаила Погарского – это дань восхищения ключевым для него фигурам в искусстве. Все в ней устроено так, чтобы принести гениям изящное, эстетское «жертвоприношение». Широкий альбомный формат, прекрасная белая бумага, обложка оттенка бордо, на обложке – слог «ом» на санскрите. А внутри очерки и поэмы, посвященные Дмитрию Шостаковичу, Эдуарду Багрицкому, Альфреду Шнитке, Михаилу Лермонтову, Фридриху Ницше, Илье Зданевичу, Велимиру Хлебникову, Максимилиану Волошину, Андрею Платонову, Николаю Гумилеву, Чжуан-цзы, Сирано де Бержераку, Александру Блоку, Владимиру Маяковскому. Книга собиралась в течение пяти лет, некоторые поэмы входили ранее в каталоги выставок, арт-объекты, некоторые опубликованы впервые. По жанру это скорее именно оды: написаны возвышенным слогом, отбрасывающим сомнения, что их герои – гении, которые своими произведениями взрывают, преобразуют мир. Четырнадцать столь разных творцов, выбранных Погарским, объединяют смелость, отчаянность творческих жестов, способность слышать неслышимое и видеть невидимое, балансировать на грани безумия ради того, чтобы прикоснуться к тайному смыслу человеческого бытия.

Поэмы, как сообщает Погарский в предисловии, «написаны по принципу венка сонетов, когда последняя строка одного стиха становится первой предыдущего, а самый последний стих закольцовывается с первым. К тому же первые строки всех стихов выстраиваются в самостоятельное стихотворение – это стих-содержание, поэтический код, узелки из синтагм, связующие поэму в единую круговую цепь». В эссе перед поэмами Погарский пишет о важнейших, по его мнению, особенностях личностей, рассказывает о своих художественных проектах, им посвященных. Поэмы снабжены подробными комментариями, разъясняющими мельчайшие аллюзии, скрытые цитаты. Многомерной книгу делают арт-объекты Погарского, в которых путем вживания в их творчество он налаживает контакт с их мироощущением. В эссе о Лермонтове читаем о настольной лампе с написанной по кругу поэмой «Демон гремящего паруса». В эссе о Велимире Хлебникове – о мультимедийной книге, в которой эссе поэта «Ветка вербы» переписано на бумагу веткой вербы. А самый грандиозный творческий проект был посвящен Николаю Гумилеву. Арт-экспедиция «По следам Гумилева», как пишет Погарский, стала «созданием синтетического произведения искусства, объединяющего художественное творчество, литературу, историю, географию, этнографию и т.п.».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
494
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
579
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
977
Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
610

Другие новости