0
3367
Газета Печатная версия

23.12.2020 20:30:00

И как выпьешь под Шатурой

Влетает ворон нелюбви, распахивает ад

Тэги: россия, поэзия, акмеизм, литературный институт, арсений тарковский, олег чухонцев, борис слуцкий, лаконизм, премии, книгоиздание


48-13-14250.jpg
Александр Переверзин. Вы
находитесь здесь: Стихотворения
/ Предисл. В. Козлова. – СПб.:
Т. 8 Издательские технологии /
Пальмира, 2020. – 134 с.
(Пальмира – Поэзия).
В 1990-е годы в недрах Литературного института им. А.М. Горького зародилось литературное объединение «Алконостъ», куда вошли поэты Ольга Нечаева, Андрей Чемоданов, Евгений Лесин, Михаил Свищев, Всеволод Константинов, Ян Шенкман и др. Изначально казалось, что в плане поэтики ничто их не объединяет. Что сплачивает их лишь дружество.

Чуть позже вошел в их круг и поэт Александр Переверзин. Алконостовцев разметало в разные сферы, но все они так или иначе не оставили литературу. И вот сейчас, спустя время, ощущается, что в «Алконосте» таки сформировалась особая поэтическая интонация. Может быть, бессознательно, невольно.

И думается, Александр Переверзин не только занял важнейшую литературную нишу – он много лет руководит поэтическим издательством «Воймега» – но и в каком-то смысле стал камертоном вышеупомянутой интонации. Помимо того что, безусловно, его поэтика выросла из акмеизма и, если иметь в виду вторую половину XX века, приближена к Арсению Тарковскому, Борису Слуцкому, Олегу Чухонцеву, ее также можно условно назвать «скупой», основанной на лаконизме, строгости, экономии ресурсов. Это видно хотя бы уже по тому, что книга «Вы находитесь здесь» – всего лишь вторая в жизни поэта (первая, «Документальное кино», вышла в 2009 году и была отмечена премией «Московский счет»). Есть ощущение, что Переверзин подвергает стихи предельно жесткому отбору: не стремится издавать много книг, отжимает каждую строчку, избавляясь от красивых излишеств.

В книгу вошли избранные произведения с 2000 по 2019 год. Есть пара нехарактерных для Александра верлибров, поэма «Плот на Волхове» (2013), но в основном это недлинные стихи, в которых привлекает именно усиленная резкость зрения – подобно тому, как при подборе очков предлагают посмотреть через линзы с более сильными диоптриями. Часто мы наблюдаем лишь бытовую, безыскусную картинку. Автор рисует ее как бы нехотя, но благодаря увеличению резкости, «наездам» камеры на детали рождается эффект бьющей наотмашь значимости: «и как выпьешь под Шатурой/ водки полный штоф/ не ходи гулять за бурый/ потемневший торф/ черустинский сторож сдуру/ вышел налегке/ и теперь его в Шатуру/ повезут в мешке». В угрюмой фиксации картинки вдруг подспудно возникает колеблемая мрачная мощь («Когда я вдаль смотрю с моста/ я понимаю, что за Сходней/ Россией правит пустота/ и делает ее свободней»), и как раз экономная, концентрированная строка, подогретая на тигле чувства, рождает эффект катарсиса: «влетает ворон нелюбви/ распахивает ад/ железом бей огнем трави/ не улетит назад// не улетит пока в груди/ есть мясо для страстей/ но вот насытился гляди/ не трогает костей// он ворон больше ничего –/ клюв лапы пара крыл/ я видел изнутри его/ я им однажды был».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
2948
Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
3639
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
3309
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
3555

Другие новости