0
5553
Газета Печатная версия

11.03.2020 20:30:00

Каждый пост имеет счетчик

Вера Зубарева о 25-летии журнала «Гостиная», энергии публикации и скорости движения аудитории к автору

Тэги: проза, поэзия, литературоведение, сша, америка, пенсильвания, белла ахмадулина, толстые журналы, интернет, лайки, адам, ева, библия, журнальный зал, пушкин, евгений онегин, одесса

Вера Кимовна Зубарева – поэт, писатель, литературовед, доктор филологических наук, режиссер, главный редактор литературно-художественного журнала «Гостиная», президент Объединения русских литераторов (Орлита). Родилась в Одессе. Живет в Филадельфии (США). Первая книга стихов «Аура» вышла с предисловием Беллы Ахмадулиной (Филадельфия, 1991). Защитила докторскую диссертацию по теории чеховской комедии в Пенсильванском университете (1995). Автор литературоведческих монографий, книг поэзии и прозы на русском и английском языках. Сняла художественный фильм по мотивам четырех пьес Чехова «Четыре незадачливых семейства». Книга «Трактат об ангелах» переведена на немецкий и английский языки и получила награду «Топ Книга» и четыре специальных диплома на Международном книжном фестивале «Зеленая волна» (Одесса, 2004). Лауреат II Международного фестиваля, посвященного150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010), Муниципальной премии им. Константина Паустовского (2011), первый лауреат премии им. Беллы Ахмадулиной (2012), лауреат Конкурса филологических, культурологических и киноведческих работ, посвященных жизни и творчеству А.П. Чехова (2013), Третьего международного конкурса им. Александра Куприна (2016) и др.

проза, поэзия, литературоведение, сша, америка, пенсильвания, белла ахмадулина, толстые журналы, интернет, лайки, адам, ева, библия, журнальный зал, пушкин, «евгений онегин», одесса Вечер авторов журнала «Гостиная» в Музее-театре «Булгаковский Дом»: Геннадий Калашников, Сергей Надеев, Вера Зубарева, Ирина Егорова, Илья Леруж. Фото Вадима Зубарева

Четверть века назад на литературной русскоязычной карте Филадельфии появился литературно-художественный журнал «Гостиная», ставший за это время постоянным местом встречи поэтов, писателей, критиков, пишущих на русском языке. По случаю юбилея с главным редактором журнала Верой ЗУБАРЕВОЙ побеседовала Елена КОНСТАНТИНОВА.

– Вера Кимовна, скажите, пожалуйста, как возникла идея вашего журнала и сколько названий вы отвергли, пока не воскликнули: «Вот оно, верное, – «Гостиная! »?

– Совершенно спонтанно, во время нашей очередной беседы с моим учителем, профессором Пенсильванского университета Ароном Каценелинбойгеном (1927–2005). Я тогда только приехала в США и поступила в аспирантуру-докторантуру. Наше первое знакомство началось с обсуждения Библии, истории сотворения, роли Адама и Евы... Разговор был настолько захватывающим и затрагивающим разные области науки и литературы, что мы его продолжили. А немногим позже пришли к выводу, что хорошо бы издавать журнал, отражающий наши обсуждения. Название «Гостиная» органично вытекало из формы бесед и обстановки, в которой они зарождались, и мы приняли его единогласно.

– Русскоязычных периодических толстых журналов и альманахов, имеющих солидный стаж и относительно молодых, выходит в Америке немало: «Новый журнал», «Слово/Word», «Связь времен», «Чайка», «Литературная Америка». В чем, на ваш взгляд, своеобразие «Гостиной»?

– Это тематический журнал в лучших традициях толстых литературных журналов. Выходит четыре раза в году в Сети, а также в бумаге в качестве годовой книги. Тема номера не задается заранее, а вырисовывается из того круга вопросов, которые перекликаются в присланных материалах – я имею в виду ассоциативную перекличку. Это более тонкая организационная структура, требующая творческого подхода от редактора.

– «Ядро» «Гостиной» – это…

– Марина Кудимова и Ефим Бершин (поэзия), Ирина Роднянская (критика), Людмила Шарга («Одесская страница»), Елена Дубровина (литературный архив). Заместитель главного редактора и заведующий отделом прозы – известный в эмиграции писатель Елена Литинская.

– Сравним содержание первого номера «Гостиной» в 1995 году – «Изменчивость» и за январь 2020-го – «За тридевять земель». Как эволюционировал журнал за это время?

– Поначалу он выходил в форме «бесед». Стихи и проза перемежались с редакторскими отступлениями. Позже было решено развернуть поле авторов, усилить художественное высказывание, избавившись от тематических увязок впрямую. Появилось много новых рубрик. Нужно сказать, что «Гостиная» приветствует новое. Не популярное, а именно новое, в котором видит потенциал. Из таких – рубрика «Первое стихотворение» Сергея Надеева. Мы получали много занимательных историй об этом. Часть из них опубликована у нас, а часть – в «Дружбе народов». Совсем свежая – «Журнальная публикация». Во времена Пушкина вокруг произведений, выходивших на страницах журналов, немедленно разворачивались дискуссии и даже баталии. А сегодня в периодике не сыщешь рецензий по следам отдельных публикаций. Подобное ограничение губительно сказывается на кровообращении журнального мира. Принято публиковать обзоры и рецензии на книги. Рецензии сокращают до поверхностного минимума. Критик ждет, пока ему закажут обзор, который даст в сжатой форме общий охват опубликованного. Он нетороплив. Он не намерен останавливаться на отдельном журнальном тексте и идти вглубь. От него требуется идти вширь. Это, с одной стороны, важно, а с другой – опасно, поскольку становится единственно возможной формой отклика. В итоге энергия публикации, рассчитанной на немедленный резонанс, становится застойной. Настоящая же полемика разворачивается именно в плоскости единичных публикаций – будь то стихотворная подборка, поэма ли, рассказ или повесть. Или даже отрывок, как это было в случае с «Евгением Онегиным».

В марте «Гостиная» открывает еще одну любопытную рубрику – «Семинар Олеси Николаевой».

– Через какие непредвиденные трудности вы как главный редактор прошли?

– Каждая предвиденная трудность порождает непредвиденную. В 1995 году основной трудностью были печать и распространение. О журнале требовалось заявить, его следовало представлять на вечерах, распространять, отбирать авторов. Потом вдруг возник интернет. Это оказалось непредвиденной трудностью: нужно было продумывать электронный дизайн журнала в дополнение к бумажному, что, в свою очередь, вело к новым затратам сил и ресурсов. На помощь пришел добрый волшебник Вадим Зубарев. Он не только разработал дизайн для сетевой «Гостиной», но и стал нашим веб-директором, проводя трансляции встреч и чтений в «Гостиной» и параллельно работая над модернизацией сайта, который выглядит элегантно и чрезвычайно удобен в чтении. Выйдя на главную страницу, каждый может получить четкое представление о содержании, разделах и авторах номера и без труда приступить к чтению заинтересовавшего материала. А читать можно как на белом, так и на черном поле – выбор за читателем.

– Вы призываете, как сейчас повсеместно принято, «ставить лайки» и рассматриваете ли их как показатель значимости текста?

– Каждый пост имеет счетчик. Пишущему важно знать, какова его читательская аудитория. А вот лайки... Кто-то забыл поставить, кто-то проигнорировал, кто-то не заметил кнопки. Но дело не в этом. Кредо журнала – не развивать дешевых амбиций, не устраивать аукциона «кто кого больше прочтет». Мы никогда не публикуем информации о наиболее читаемых авторах, во-первых, потому что это не соответствует этике «Гостиной», а во-вторых, к каждому автору аудитория движется с разной скоростью. В целом в месяц сайт журнала посещает около 20 тысяч читателей, и их число растет. Но опять-таки поймите меня правильно, я просто констатирую факт, а не похваляюсь численным притоком посетителей. «Гостиная» – журнал серьезный, не рассчитанный на вкусы массового читателя. И тем удивительнее его востребованность у широкого круга любителей литературы.

– И что же, гонка за частоту просмотров у вас за скобками?

– Соревноваться нам не с кем. У каждого журнала своя аудитория, вот и все. Здесь никто никому не конкурент. Разнообразие журналов продиктовано разнообразием писателей и читателей.

– А литературный интернет-проект «Журнальный зал», по вашему мнению, не попытка создать некий единый образ толстого журнала?

– Об особенностях «ЖЗ» подробно писал писатель и критик Сергей Костырко, не стану повторяться. Если и говорить о «едином образе», который создает «ЖЗ», то это образ содружества как именитых журналов, так и портала, дающего доступ к максимально широкому кругу сайтов толстых литературных журналов в Сети. «ЖЗ» – это тоже своего рода эстетический феномен. Он основан журналом из литературной знати, и его костяк составляют журналы, род которых исчисляется не одним десятилетием и не одним историческим периодом. Каждый из толстяков – литературная эпоха, и притом не одна. «ЖЗ» – не просто место для чтения, но и для обучения. Да-да! Вы будете удивлены, но сегодня многие студенты-филологи даже из России не имеют представления о толстых журналах. Я столкнулась с этим лично и даже высказала мысль о том, что по истории толстого журнала следует читать курс лекций. А настроения «Долой толстые журналы!» отражены в моей поэмке «Он прискакал. Литературные мечтания»: «Мир катится к концу толстых журналов./ Каюк толстякам. Радуйся, Суок!/ Прыгай на канате над бедным дядей,/ слагай стишки под куполом небес» (Знамя. 2019. № 6).

– У каждого живого творческого организма – журнал, как мне кажется, является таковым – случаются периоды спада активности, усталости и даже выгорания. «Гостиная» – не исключение?

– Переход в сетевой режим наряду с бумажным послужил причиной того, что отправной спокойный темп начал ускоряться. На помощь пришла Елена Литинская, с которой мы пережили самые напряженные годы становления новой «Гостиной». В какой-то момент стало ясно, что вдвоем теперь не справиться. При этом уже работал наш сетевой бюллетень «Орлита»…

– Простите, что перебиваю. С чем связан его выход?

– С самой жизнью. К жизни всегда стоит прислушиваться. Наши авторы присылали нам свои новости, делились литературными новинками. Бережное отношение к авторам и послужило созданию «Орлита». Надеюсь, сайт поможет тем, кто изучает или решит изучать литературный процесс безрубежья. «Гостиная», кроме того, открыла свою библиотеку, где можно читать в формате PDF книги и журналы наших авторов. Также стал развиваться новый сайт «Литвед», помещающий статьи и монографии литературоведов. Так возник единый проект «Русское безрубежье».

– Именно этим можно объяснить скачки в издании самого журнала? Если сначала он постепенно набирал обороты: в 1995–2008 годах – один выпуск в год, в 2009-м – три, в 2010-м – восемь, в 2011–2012 годах – одиннадцать, то в 2013–2017-м – их только десять, в 2018-м – пять, в 2019-м – четыре…

– Сегодня выпуски стали объемнее, насыщеннее, что свидетельствует как раз о нарастающем энтузиазме и писателей, и редколлегии. В пушкинское время толстые журналы именовались книгами. Каждый выпуск «Гостиной» – это книга, составленная в единой тематике.

– Кто авторы журнала?

– Их круг велик – чтобы убедиться в этом, достаточно открыть меню «Гостиной».

– Но преимущество, наверное, все-таки за одесситами – тамошними и тутошними?

– В «Одесской странице» публикуются одесские авторы. Там и «Странички из FB-дневника» журналиста и культуролога Евгения Голубовского – кладезь историй, связанных с литературной и культурной жизнью Одессы, и рубрика «Одесский дневник» Людмилы Шарга – настоящая поэзия прозы… Особое положение Одессы в «Гостиной» объясняется особым положением Одессы в истории литературы, просто в истории и в сердце. Этот раздел с огромным интересом читается «безрубежным» читателем.

– Есть ли у «Гостиной» писатели-завсегдатаи?

– Нет, но есть, например, темы, которым мы отдаем предпочтение, – Пушкин, к примеру…

– Кому по определению вы откажете в публикации?

– Критерий один – затягивает или отталкивает. Первое значительно реже. Но это в порядке вещей, не так ли?

– Вам важна обратная связь с читателем?

– Всегда с благодарностью отношусь к тем, кто желает поделиться мыслями и впечатлениями.

– Возраст вашей аудитории размыт или вполне очерчен и предсказуем?

– Скорее размыт. Аудитория действительно широкого диапазона – от молодых до преклонных лет.

– Вы пишете стихи, издаете книги, создаете музыкально-поэтические видеокомпозиции, проводите научные изыскания в литературоведении, преподаете в университете… Каким образом находится время еще и на «Гостиную»?

– Это просто часть моей жизни…

– В одном из ваших стихотворений из книги «Одесский трамвайчик» (2018) есть строки: «Оттого что тянет плоть к земле, / Оттого что тянет душу к небу…». В этом парадоксе и заключена сущность полноты бытия, бесконечность личных стремлений, жажда созидания, неудовлетворенность достигнутым?

– Думаю, да.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
1612
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
1114
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1163
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
1156

Другие новости