0
1366
Газета Печатная версия

31.10.2019 00:01:00

Замысловатые орнаменты людей

На «Полете разборов» говорили о признаках текста и мучениях тел

Тэги: поэзия, верлибры, ирония, семья, критика


поэзия, верлибры, ирония, семья, критика Слушатели дружно объяснялись в любви к лаконичным и символичным стихам Марии Затонской. Фото Варвары Олениной

«Полет разборов» – это литературно‑критический проект, который традиционно проходит в Культурном центре имени Н.К. Крупской. Иногда он становится площадкой для дискуссий о тенденциях современной поэзии, а иногда то ли это вообще теоретический семинар, то ли прикладная лаборатория литературной критики.

Обычно разбирается небольшая подборка из семи стихов двух‑трех поэтов. Для этого приглашаются поэты и филологи, а кто‑то присылает свои отзывы на стихи электронной почтой и, так сказать, заочно присутствует. Но этот раз доктор филологических наук Александр Марков, поэты и филологи Александр Бубнов, Александр Григорьев и Юлия Подлубнова, литературтрегер Людмила Казарян и поэт Алексей Чипига смогли вдоволь потеоретизировать на тему творчества Марии Затонской и Алексея Колесниченко. Организатор «Полета разборов» Борис Кутенков специально старается подбирать поэтов непохожих, чтобы спор был предметнее и разговор интереснее.

Мария Затонская пишет верлибрами, а Алексей Колесниченко – обэриутовской силлаботоникой без заглавных букв и знаков препинания. В обоих случаях такой способ синтаксиса давно уже и не авангард. Но многие присутствовавшие принялись дружно объясняться в любви к лаконичным и символичным стихам Марии Затонской. Да и как‑то сложно оставаться холодным по отношению, допустим, к таким строчкам: «Семейство: мужчины, женщины, чайник./ Узор на советском ковре, расположившемся перед нами./ Каждый из нас втыкает в многоугольники и завитушки./ Я звенящая мандала посередине, / а вокруг меня/ золотая пыль,/ замысловатые орнаменты людей». Это по‑философски емко и великолепно, что даже не с кем сравнивать.

Некоторые находки Алексея Колесниченко способны привести в восторг. Патетическое обращение то ли к другому поэту, то ли к человеку вообще («ты же из вечности дюж ты же гож») прекрасно само по себе. Когда Алексей пишет, что стихи «ждут расчетливой осечки», это очень верное понимание природы творчества вообще.

Но вот у него «миг фонарный» в сопоставлении с «гулом фанерным». Сказано очень красиво, но, к сожалению, бессмысленно. К чему это относится? Картинка ли это городской жизни примерно 100 лет тому назад или что‑то другое? Строчки сильно выпадают из контекста всего стихотворения. То же самое можно сказать о равно бессмысленных фразах вроде «пузырек из пачки вынь», «продавать с правых глаз огрызки ночи»... Возможно, это некие ну очень оригинальные метафоры в духе футуризма, только по отношению к каким явлениям природы и человеческого бытия они работают? Тут осечки совершенно нерасчетливы и вряд ли могут быть названы лирическими достижениями. Само собой, поэту необязательно быть понятным, но точным быть необходимо.

А может быть, стоит не занудствовать и послушать тех, кто лучше автора данных строк понимает поэзию? Алексей ведь сам вполне декларативно заявляет в одном из представленных стихотворений: «удалить удалить удалить/ уничтожить все признаки текста». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Утячий крик, ослиный вой

Утячий крик, ослиный вой

Андрей Мартынов

Почему прозаик-классик не стал поэтом

0
1130
Вспомните, ребята…

Вспомните, ребята…

Андрей Коровин

Ушел из жизни поэт Дмитрий Сухарев

0
268
Гори, мой хариус, сияй

Гори, мой хариус, сияй

Владимир Буев

«Ночи Кабирии» и вечер поэта Алексея Дьячкова

0
1043
Ноябрь – как свежая рубашка

Ноябрь – как свежая рубашка

Мария Винокурова

«Некрасовские пятницы» сделали поворот вместе с Натальей Орловой

0
421

Другие новости